Неандертальцы могли быть умелыми ныряльщиками — Naked Science

Неандертальцы могли быть умелыми ныряльщиками

Десятки обработанных раковин, найденных в итальянской пещере, показывают, что жившие здесь неандертальцы добывали их со дна и затачивали, получая простейшие скребки и резаки.

Судя по сколам, неандертальцы обрабатывали ракушки, затачивая их края
Судя по сколам, неандертальцы обрабатывали ракушки, затачивая их края / ©Villa et al., 2020

Неандертальцев мы привычно представляем себе крепкими грубыми охотниками, выходившими сражаться с довольно крупными животными на холодных просторах Евразии. Однако новая статья, опубликованная в журнале Plos One, описывает совершенно иную картину: людей, тянущихся к теплому побережью, опытных пловцов и ныряльщиков. Даже названа она соответствующе — «Неандертальцы на пляже».

Авторы публикации во главе с археологом из Университета штата Колорадо в Боулдере Паолой Вилла (Paola Villa) обследовали находки из пещеры Мосерини (Moscerini), которая находится в центральной итальянской провинции Лацио, на западном побережье страны. Здесь они обнаружили массу ракушек, поднятых древними обитателями пещеры и заостренных для получения скребущих и режущих инструментов.

В общей сложности ученые рассмотрели 167 раковин с обработанными, заточенными краями. 40 из них сохранили гладкую блестящую внутреннюю поверхность, которая указывает на то, что ракушки эти подняли со дна на ближайшем мелководье. Остальные уже подверглись эрозии волнами и песком и, видимо, были собраны некогда на берегу и затем обработаны.

Датировка находок из Мосерини была проведена ранее — по зубу животного, найденного тут же, поблизости от ракушек — и оценивает возраст находок в 100 тысяч лет. Согласно современному мнению, представителей нашего вида, сапиенсов, в тот период в этом регионе еще не было. Поэтому неандертальцы выглядят наиболее вероятными «авторами» обработки раковин. Некоторых моллюсков они могли добывать целенаправленно, ныряя на достаточную глубину у побережья.

Авторы новой работы указывают, что не так давно обследование останков неандертальцев продемонстрировало у них развитие экзостоза — окостенения хрящевой ткани в слуховом канале. Этот синдром известен как «ухо ныряльщика» и развивается при постоянном раздражении слухового аппарата холодной водой. По-видимому, мы вполне уверенно можем сказать, что неандертальцы не только охотились на суше, но с не меньшей охотой добывали и использовали и ресурсы моря.

Создаваемый по программе Next-Generation Air Dominance истребитель нового поколения, возможно, будет существовать в двух вариантах. Один из них предназначен для действий Европы, второй — для работы в Индо-Тихоокеанской области.

Исследователи Сколтеха и их коллеги из Великобритании успешно решили известную проблему квантовой гидродинамики, создав устойчивый гигантский вихрь во взаимодействующих поляритонных конденсатах. Полученные данные открывают новые возможности для создания когерентных источников света с уникальной структурой и исследований в области теории многих тел при экстремальных условиях.

В минувшие выходные без лишней помпы Космические силы США провели демонстрационный запуск спутника в космос по программе Tactically Responsive Launch. Его задача — показать, что военные при необходимости могут вывести на орбиту полезную нагрузку в любой момент. Назначение космического аппарата и его характеристики не разглашаются, но в рамках миссии эти вопросы классифицировали как второстепенные.