17.08.2020
7 421

Найдены «постельные принадлежности» возрастом 200 тысяч лет

4.1

Международная группа исследователей обнаружила в одной из пещер Южной Африки доказательство того, что наши предки уже 200 тысяч лет назад спали на «матрасах» из травы, которые выполняли функцию кроватей — защищали от насекомых и способствовали комфортному засыпанию.

Пограничная пещера в Южной Африке / ©phys.org / Университет Витса

Результаты работы опубликованы в журнале Science. Исследование археологического памятника — Пограничной пещеры в Южной Африке — провели ученые из университетов Витватерсранда (ЮАР), Бордо и Лазурного Берега (Франция), а также специалисты из Аргентины и Бельгии.

Исследователи обнаружили в пещере остатки травяной подстилки, сформированной по типу матрасов, расположенных в задней части грота. Трава была смешана с золой и пеплом, которые, как полагают ученые, защищали людей от укусов насекомых во время сна (ползающим насекомым трудно перемещаться через мелкий порошок). Вероятно, трава укладывалась сверху на слой золы.

«Иногда пеплом служила старая травяная подстилка, которую просто сжигали. Это помогало уничтожить вредителей. А иногда пепел, вероятно, приносили от кострища», — говорит ведущий автор работы Лин Уодли. Кроме того, отпугивающим насекомых эффектом обладала и сама трава, из которой был сделан «матрас». Ученые определили, что часть фрагментов этих подстилок состояла из листьев камфорного дерева. Последнее до сих пор используется сельскими жителями Восточной Африки для отпугивания насекомых.

Раскопки в Пограничной пещере в Южной Африке / ©phys.org / Университет Витса

Помимо золы, в травяных подстилках нашли обломки каменных орудий и множество крупинок красной охры. Из этого исследователи делают вывод, что трава использовалась не только для сна, но, возможно, и в качестве удобного рабочего места. А охра — то, что осталось от «боевого раскраса» самих предков или их цветных орудий.

Отпечатки травяной подстилки в Пограничной пещере в Южной Африке / ©phys.org / Университет Витса

Остатки «кроватей» датируются примерно 200 тысячами лет назад и говорят, что ранние Homo sapiens уже задумывались о том, чтобы не только спать с комфортом, но и защищаться от вредителей, разносящих заразу. Между тем далеко не все палеоантропологи датируют представителей нашего вида 200 тысячами лет назад.

Известный российский антрополог Станислав Дробышевский, например, считает, что о подлинных сапиенсах можно говорить лишь в контексте 45 тысяч лет назад. Более ранние датировки, как правило, включают в наш вид людей-предшественников — Homo helmei и даже Homo heidelbergensis. Таким образом, находка в южноафриканской пещере свидетельствуют о том, что о комфорте сна наши предки задумывались еще до появления человека современного вида.