Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Изогнутый низ позволил каменным статуям «ходить» по острову Пасхи
Моаи, каменные статуи острова Пасхи, по массе могут превышать 80 тонн при высоте жилого дома. Долгое время ученым не удавалось понять, как люди с технологиями каменного века перемещали их по всему острову. Авторы новой научной работы, наконец, смогли полностью восстановить метод потомков полинезийцев и южноамериканских индейцев.
Остров Пасхи — самый изолированный из всех населенных островов Земли. Несмотря на это, его население имело письменность и даже гибридное происхождение: часть их генов происходит от полинезийцев, а часть — от индейцев Южной Америки, достигших этого острова намного раньше европейцев.
Еще одна необычная сторона местной культуры — моаи, более 900 только открытых каменных статуй. Часть из них не закончена (высотой до 20 метров), часть же не только завершена, но и размещена в самых разных точках острова размером 16 на 18 на 24 километра.
Получается, их нужно было двигать на многие километры от единственной каменоломни, причем преодолевая серьезные спуски и подъемы. Как именно это делали — долго оставалось неясным. Первая гипотеза на этот счет, принадлежавшая современным потомкам древнего населения острова, предполагала, что их укладывали на салазки и тянули веревками. На этой основе в поп-литературе (Д. Даймонд «Ружья, микробы, сталь») даже утверждали, что расход древесины на бревна и веревки привели остров к потере лесов, экологической катастрофе, упадку и прекращению строительства моаи.
Гипотеза катания на деревянных салазках еще как-то работала для перемещения небольших реплик древних статуй на умеренные расстояния. Но на уклонах и для массивных статуй она требовала слишком много людей и усилий. Между тем на острове в древности никогда не жило и пяти тысяч человек, причем моаи строил и перевозил, согласно местному фольклору, только один клан из многих: величина статуи говорила о количестве «маны» у вождя клана, поэтому он не привлекал людей со стороны.
В 1980-х чешский инженер Павел Павел в сотрудничестве с Туром Хейердалом попробовал другой подход: «кантовать» статуи с помощью веревок, приподнимая их то с одного бока, то с другого и понемногу продвигая вперед. Реплики моаи действительно «шли», но скорость была небольшой. Главное — при таком способе основания статуй подвергались заметному износу. На оригинальных древних статуях острова подобных повреждений внизу не было. Поэтому гипотезу Павла серьезно критиковали.
Ученые из Бингемтонского университета (США) модифицировали гипотезу «ходящих» моаи. Проведенный ими эксперимент показал, что в таком случае износ перемещаемых статуй резко снижается, а предполагаемый коллапс экосистем острова Пасхи из-за строительства моаи перестает иметь смысл. Статью об этом опубликовали в издании Journal of Archaeological Science.
Авторы обратили внимание, что плоское основание — как в исходном эксперименте Павла в 1980-х — есть только у статуй, стоящих на церемониальных платформах (аху). Но на острове много и так называемых дорожных статуй, расположенных вдоль дорог. Их нижняя часть не плоская, а изогнутая спереди. Учитывая развитую резьбу по камню в ту эпоху, после доставки к аху низ статуи можно было сделать плоским прямо на месте, временно приподняв его для доступа резчику.
Расчеты, а затем и эксперимент позволили ученым выяснить, что изогнутая спереди внизу статуя с несколько смещенным вперед центром тяжести перемещается намного проще, чем та же по массе, но с плоским основанием.

В опыте с репликой моаи массой в 4,35 тонны очень небольшое число людей (на фото) с помощью всего трех веревок «перевели» статую на 100 метров всего за 40 минут. Значит, члены одного клана могли переместить ее в любую точку острова за десятки часов. Правда, для этого они сперва готовили дороги с характерной вогнутой формой, следов которых на острове немало и сегодня.
Эти, казалось бы, технические детали имеют существенное значение для понимания истории острова в целом. Исследователи показали расчеты, по которым для транспортировки статуй в таком варианте нужно было потратить материалы (луб кустарника хаухау) всего от нескольких десятков кустарников или небольших деревьев в год.

То есть нагрузка на местную экосистему была низкой и никак не могла привести к ее коллапсу. Сведение лесов острова, констатировали ученые, стало результатом расчистки его под посевы, а никак не итогом массового строительства и транспортировки моаи.
Вывод перекликается с более ранним открытием, о котором писал Naked Science: на острове Пасхи не было никакой экологической катастрофы. И даже сведение лесов не повлияло на местных жителей негативно: их численность никогда не сокращалась вплоть до прибытия европейцев. Миф о «коллапсе» стал результатом проецирования идей современной цивилизации на прошлое цивилизации совсем иного типа.
Согласно учебникам истории, в бронзовом веке в казахской степи кочевали лишь немногочисленные племена со своими стадами. Но в начале 2000-х там обнаружили древнее поселение с остатками крупных домов, которое могло быть административным либо культурным центром. Это навело ученых на мысль, что жизнь в степи складывалась куда сложнее и была более организованной, чем предполагалось. Международная команда ученых представила новые результаты исследования этого поселения и выяснила, что на самом деле оно представляло собой крупнейший в этом регионе протогородской центр с масштабным производством оловянистой бронзы.
В темных лабиринтах подземного муравейника разыгрывается коварный сценарий, достойный политического триллера. Вместо того чтобы силой захватить трон, королева одного вида муравьев применяет хитрую тактику. Она проникает в чужую крепость и с помощью поддельного химического сигнала подстрекает верную стражу к свержению собственной повелительницы. Результат — жестокая казнь законной королевы и добровольное подчинение всего муравейника новой владычице.
Крошечная глиняная фигурка возрастом 12 тысяч лет, найденная в Израиле еще в 2019 году, долгое время озадачивала ученых. Дело в том, что на ней изображен сюжет, который никак не могли расшифровать. После тщательного анализа это удалось сделать международной команде исследователей. Они пришли к выводу, что на статуэтке, вероятно, изображен анимистический ритуал.
Ю-Цон Тан (YuCong Tang) — концептуальный художник из Китая. Научно-фантастические мотивы — одно из основных направлений его творчества. Он исследует, как научные открытия и технологии будущего трансформируют среду обитания.
Согласно учебникам истории, в бронзовом веке в казахской степи кочевали лишь немногочисленные племена со своими стадами. Но в начале 2000-х там обнаружили древнее поселение с остатками крупных домов, которое могло быть административным либо культурным центром. Это навело ученых на мысль, что жизнь в степи складывалась куда сложнее и была более организованной, чем предполагалось. Международная команда ученых представила новые результаты исследования этого поселения и выяснила, что на самом деле оно представляло собой крупнейший в этом регионе протогородской центр с масштабным производством оловянистой бронзы.
Наблюдая за сверхновой 2024 ggi спустя всего 26 часов после вспышки, астрономы напрямую определили форму ударной волны в момент ее прорыва из звезды. Открытие позволит уточнить механизмы гибели массивных светил и может привести к пересмотру существующих моделей возникновения сверхновых.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии