Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.
Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
США испытали новый радар для бомбардировщиков B-52, который позволит продлить срок службы самолетов до 2050 года
После многих лет задержек новая РЛС с активной электронно-сканируемой антенной решеткой (AESA) становится ключевым этапом модернизации легендарного, но возрастного бомбардировщика B-52.

Почтенный флот американских стратегических бомбардировщиков B-52 впервые за несколько десятилетий получит принципиально новую радиолокационную систему. Речь идет о РЛС типа Active Electronically Scanned Array (AESA), которая сегодня считается «золотым стандартом» в области бортовой радиолокации.
Новая станция получила обозначение AN/APQ-188 и создана на основе истребительного радара, уже применяемого на самолетах F/A-18 и F-15. Эта модернизация рассматривается как критически важная для сохранения боевой ценности B-52 в 2030–2050-х годах.
Первый B-52 с установленной новой РЛС уже прибыл на авиабазу Эдвардс для испытаний — значимая веха после многолетних задержек программы. Прежняя РЛС бомбардировщика, AN/APQ-166, относится к механическим системам старого поколения и работает за счет физического вращения антенны.
Такая конструкция считается менее надежной по сравнению с современными решениями из-за большого числа движущихся частей, подверженных отказам. Кроме того, ее легче подавить средствами радиоэлектронной борьбы, а возможности по формированию детализированных изображений наземных целей ограничены.
В условиях современных, насыщенных сетевыми технологиями театров военных действий этот радар уже не отвечает требованиям. Хотя во времена холодной войны он считался передовым, сегодня его практически единодушно называют устаревшим.
В отличие от него, РЛС AESA практически не имеет движущихся частей. Вместо этого она использует сотни или тысячи миниатюрных приемо-передающих модулей и управляет направлением луча электронным способом.
Такая система способна выполнять сразу несколько задач одновременно: обеспечивать большую дальность обнаружения, формировать более четкие изображения (своего рода «радарные фотографии») и гораздо эффективнее противостоять помехам. Кроме того, она обеспечивает более быстрое обновление данных о целях и может поддерживать функции радиоэлектронной борьбы и связи.
По имеющимся данным, новая РЛС отличается значительно более высокой надежностью — именно поэтому все современные истребители и бомбардировщики переходят на AESA. Выбор такого радара считается удачным, поскольку аналогичные системы уже хорошо отработаны и доказали свою зрелость.
Возникает вопрос: почему же B-52 так долго ждал новую РЛС? Первая причина заключается в особенностях носовой части самолета. Обтекатель (радом) у B-52 очень крупный, при этом существующий радар расположен низко и не по центру, а над ним находится массивная силовая перегородка.
Из-за этого новую РЛС приходится устанавливать с наклоном вниз, что ограничивает ее способность «смотреть вверх». Такая компоновка отлично подходит для бомбардировочных задач, но существенно усложняет интеграцию современного радиолокационного комплекса.
Дополнительную сложность представляет сам радом: он должен быть радиопрозрачным, не искажать радиосигналы и при этом выдерживать воздействие погодных факторов, перепады температур и даже столкновения с птицами.
Новая РЛС обеспечит B-52 значительно более точное целеуказание и гораздо более детализированное радиолокационное изображение поверхности. Она также существенно расширит возможности наведения дальнобойных вооружений и сопровождения наземных целей.
Кроме того, радар повысит живучесть самолета за счет усиления возможностей самообороны и устойчивости к радиоэлектронному воздействию. Как отметило издание The War Zone, эта РЛС — лишь часть масштабного пакета модернизации устаревающего бомбардировщика.
Среди других запланированных улучшений — новые двигатели Rolls-Royce F-130, обновленные бортовые вычислительные комплексы, а также современные дисплеи и сенсорные экраны. Существующие планеры также получат модернизированные системы радиоэлектронной борьбы, связи и сетевого взаимодействия.
Все эти меры признаны необходимыми для сохранения боеспособности более чем 75 находящихся в строю самолетов и для продления их эксплуатации как минимум до 2050 года. Они позволят B-52 более эффективно действовать совместно с новым малозаметным бомбардировщиком B-21 Raider.
На Красной планете ученые нашли предполагаемую «каменную летопись» древних приливов. Эту запись могла оставить не существующая сегодня сила — гравитация луны, которая когда-то красовалась в марсианском небе и управляла «ритмом» морей.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
Турецкие археологи обнаружили раннехристианскую фреску с изображением «Доброго Пастыря Иисуса». Этот мотив крайне редко встречается в Анатолии. Возможно, найденная фреска — единственная работа такого типа во всем регионе.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
Нейросеть «Яндекса» помогла очистить от мусора более 50 километров труднодоступных заповедных побережий на Камчатке, в Ленинградской области и Приморском крае. Компания реализовала проект «Чистый берег» по организации уборки морского побережья с помощью нейросетей совместно с Дальневосточным федеральным университетом и Фондом защитников природы. В разработке приняли участие студенты Школы анализа данных. В 2026 году команда планирует использовать решение уже на 10 охраняемых природных территориях страны.
Современная биология и медицина достигли невероятных успехов в расшифровке генома, но столкнулись с фундаментальной проблемой. Она связана с пониманием того, как клетка принимает «решения» о своей судьбе: почему одна становится нейроном, а другая начинает бесконтрольно делиться, превращаясь в раковую опухоль? До сих пор наука искала ответ в точечном анализе, изучая отдельные белки и химические сигналы. Такой подход не раскрывал принципа, который обеспечивает одновременную перестройку тысяч генов. Ученые Пермского Политеха создали модель ДНК и с ее помощью впервые объяснили универсальный физический принцип, стоящий за управлением клетками и развитием раковых опухолей в организме. Это предлагает новый взгляд на методы лечения онкологических заболеваний.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии