Самый большой научпоп канал
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Самый далекий космический аппарат запустил двигатели, которые не работали более 20 лет

Инженерам Лаборатории реактивного движения NASA удалось восстановить работу двигателей космического аппарата «Вояджер-1» (Voyager 1), которые считались неисправными с 2004 года. Запущенный 50 лет назад, «Вояджер-1», сейчас находится на расстоянии почти 25 миллиардов километров от нашей планеты.

Зонд «Вояджер-1» в представлении художника / © NASA / JPL-Caltech
Зонд «Вояджер-1» в представлении художника / © NASA / JPL-Caltech

В начале мая началась модернизация наземной австралийской антенны Deep Space Station 43, которую используют для связи с «Вояджер-1». Поэтому временно с аппаратом невозможно будет связаться до февраля 2026 года.

Хотя антенна будет включаться в августе и декабре 2025-го, NASA решило убедиться, что в течение длительного времени космический аппарат будет работать без указаний с Земли. Поэтому инженеры предприняли попытку по выставлению работы отключенных 21 год назад двигателей зонда до того, как связь с аппаратом прекратится.

Дело в том, что в 2004-м основные двигатели зонда перестали работать из-за потери питания в двух небольших внутренних нагревателях. Тогда инженеры решили, что нагреватели не подлежат ремонту, и переключились на резервные двигатели. 

Специалисты предположили, что сбой нагревателей вызвал случайное их отключение. Если вернуть переключатель в исходное положение, нагреватели и двигатели могли бы заработать снова, что и произошло.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

81 Комментариев
Игорь Большаков
3 недели назад
-
1
+
В автоматике есть правило-если устройство работает, ради любопытства лучше не переключать комплекты. Так и здесь, основной комплект переключила автоматика на резерв, почему - мы 100% не знаем. И что будет, если мы принудительно переключим опять на основной (а для этого надо откючить диагностику), а он неисправен, а следующая радиокоманда на обратный переход не пройдет? Так и останемся на какое то время без двигателей. Дистанционное управление - очень тонкая многовариантная задача, поэтому и не трогали 20 лет работающие резервные двигатели, в которых были уверены.
Sargon Ra
3 недели назад
-
1
+
Если это не враньё, то только поаплодировать стоя можно инженерам далёкого прошлого. Вояджеры произведение инженерного искусства!
Зинаида Столярова
3 недели назад
-
0
+
Кто вы, странноумные люди😳. Я, пока читала, как будто фантастику посмотрела. Не очень умная, но фантазия богатая.
Виталий
3 недели назад
-
0
+
Самый далёкий не Вояджер а пионер
Серг Раз
3 недели назад
-
0
+
Спасибо инопланетянам за ремонт) Жаль что мы знаем всего ничего о космосе
Аренида Саф
3 недели назад
-
0
+
Что-то прямо про плоскоземельцнв вспомнила и павильон сьмок выхода на Луну. Может поэтому такой бред как этот НАСА постит?
Аренида Саф
3 недели назад
-
0
+
И еще не понимаю, как Вояджер смог кольцо астероидов пролететь и не хряпнуться ни во что. Там же если не горы, так пыли вагон
Аренида Саф
3 недели назад
-
0
+
Я что-то не понимаю, там, в НАСА, явно сидят умные люди, не верю чтобы они не протестировали возможности аппарата сразу. Это же как перезагрузить комп. Ерунда какая-то
Сергей Тим
3 недели назад
-
0
+
Инженеры предположили? Вы этом вся их работа? Это были британские учёные?
Ramiz Laydinen
4 недели назад
-
-3
+
20 лет Специалисты не могли додуматься протестировать отключить и включить по новой. Поэтому с такими специалистами мы нихрена не знаем- ни про океан ни про космос.
    Aлек сей Нии_pet
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Ramiz, "с такими специалистами" у нас уникальные аппараты, вылетевшие за пределы Сс, а про космос известно в частности, что закон тяготения Ньютона выполняется с высокой точностью по всем направлениям, & на ранних стадиях своего путешествия они опробовали гравитационные маневры у разных планет - и теперь их все без исключения тяжёлые миссии используют. а что вы допустим хотите знать про океан, например? что он уже почти лишён жизни в слое около 200м толщиной - тогда как мы всерьёз ещё не погружались...
    +
      ещё комментарии
Mark Loger
4 недели назад
-
0
+
Кто бы мне сказал в каком именно направлении удаляются "Вояджеры" (да и Пионер-10) от Солнечной системы? Например по отношению к Проксима Центавра или Сириус...
    Иван Колупаев
    4 недели назад
    -
    1
    +
    Mark, они летят в направлении красных карликов Gliese 445 (Вояджер-1) и Ross 248 (Вояджер-2) Где-то через 40 000 лет пролетят относительно близко (но все равно триллионы километров) Каких-то конкретных звезд они не достигнут даже за сотню тысяч лет. Просто летят куда-то туда в направлении Скорпиона или Тельца.
    Aлек сей Нии_pet
    4 недели назад
    -
    0
    +
    относительное расположение КА "Пионер" и "Вояджер" https://cs15.pikabu.ru/post_img/big/2025/01/06/6/1736155860132861071.jpg все аппараты кроме "Вояджер 1" в относительной плоскости Солнечной системы остаются - а этот - чем дальше отлетит, тем более впечатляющее фото должно получиться;
Александр Фролов
4 недели назад
-
0
+
Разве радиосигнал идет со скоростью света?
Юрис Консульт
4 недели назад
-
0
+
Пусть на Нептун к Ашотику залетит масло ему поменяют по-братски.
Александр Шох
4 недели назад
-
0
+
Всем доброго времени суток, у меня на работе также, разбери собери схему 90% работ отменяется.
Eriks Sarguns
4 недели назад
-
0
+
На таком расстоянии наконец то перестал ловить мобильник и притих электромагнитный шум от нашей планеты.
Alex Sin
4 недели назад
-
2
+
Ну а как же первое правило пользователя..... Не работает- выключи и включи.... Не помогло повторить.... Не помогло через промежуток времени)
Katty Cat
4 недели назад
-
0
+
И сколько времени будет идти сигнал(команда на включение двигателей) на вояджер?
    Юлия Дементьева
    4 недели назад
    -
    3
    +
    Katty, у меня получилось чуть менее суток, но даже как-то не верится, что так мало)). 25 млрд. км : ск. света(300000 км/с) = 83333,33 сек.= 23,15 часов.
    +
      ещё комментарии
      Данил Щербань
      4 недели назад
      -
      -1
      +
      Юлия, сигнал передается по радиосвязи, а не по лучу света. Проверьте свои вычисления...
        Rinat Bagoutdinov
        4 недели назад
        -
        0
        +
        Данил, а какая скорость, по вашему мнению, у "радиосвязи"?
        Alexander Zhukov
        4 недели назад
        -
        1
        +
        Ох, Данил, Данил... Кажется, ты перепутал школьный кружок "Я знаю лучше всех" с реальной жизнью! 😏 Поправлять Юлю, которая явно шарит в физике больше, это, конечно, смело. Но, может, сначала стоит вспомнить, что электромагнитное излучение любой длины волны, от радиоволн до гамма излучения, распространяется безмассовыми фотонами. А скорость света — это не просто скорость луча света, а фундаментальная константа, с которой не поспоришь, даже если очень хочется казаться умнее? 🤔
          Данил Щербань
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Alexander, марсоход кьюорисити управляется с Земли. Радиосигнал доходит до Марса за 22 минуты. Расстояние от Земли до Марса где-то 60 млн км. Вот и посчитайте. А так, а принципе, скорости света и радиоволны одинаковы.
          Данил Щербань
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Alexander, я не претендую на звание самого умного. Просто предлагаю решить задачу, если 60 млн. км радиосигнал преодолевает за 22 минуты, то за сколько он преодолеет 25 млрд. км?
            Иван Колупаев
            4 недели назад
            -
            1
            +
            Данил, и зачем считать таким странным способом когда известны и расстояние до самого Вояджера и скорость сигнала? Власти от нас опять что-то скрывают? 😁 Ну а если серьезно вам уже подсказали в чем вы ошиблись. Вы взяли максимальное время 22 минуты и минимальное расстояние 60 млн км. На самом деле сигнал до Марса идет 22 минуты когда он находится на расстоянии 401 млн км. А 60 млн км. сигнал проходит где-то за 3 мин. И тогда все сходится сигнал дойдет до Вояджера примерно за сутки. Так что расчеты надо проверить вам.
        Mark Loger
        4 недели назад
        -
        2
        +
        Данил, Ещё до изобретения ЕГЭ считалось, что радиоволны в атмосфере и вакууме распространяются со скоростью света. :) ЕГЭ внесло свежую творческую струю в научную картину мира, когда очевидное стало невероятным!
      Юлия, =23,15 часов --что это получилось ?
      Mark Loger
      4 недели назад
      -
      1
      +
      Юлия, До ближайшей Проксима Центавра в 1600 раз (приблизительно и округленно) больше. Так что недалеко пока улетели. Но всё равно поразительно, вне пределов Солнечной системы иметь не просто информацию оттуда, но и управлять "бортом"! Это какую селективность и чувствительность имеет радиоприемное оборудование ТАМ, чтобы уверенно ловить сигнал с Земли. Причем это земные разработки и изготовление полувековой давности! Мне иногда кажется, что "Вояджеры" и "Пионер-10" это дело рук не homo sapiens. Люди участвовали в этом, как члены детского "кружка авиамоделирования" под под началом "мудрого руководителя наставника" не из нашей цивилизации.
        Иван Колупаев
        4 недели назад
        -
        1
        +
        Mark, на Земле мощность сигнала можно поднять неслабо, а "там" просто надо хорошо сориентировать антенну. Но что Вояджеры за 40 лет не сломались это конечно удивительно. Впрочем у меня холодильник советский столько же проработал и не сломался, прям жалко было выкидывать. А новые говорят ломаются за несколько лет.
          Aлек сей Нии_pet
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Иван, у нас Индезит стойко все тяготы переносит больше 20 лет; и белорусский уже довольно давно (в старых и вовсе ломаться нечему, только если утечка теплоносителя,)
    Руслан Хурматулин
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Katty, примерно 22 часа
Rus K
4 недели назад
-
0
+
Ещё бы указали какого типа там двигатели).
    Alexander Nazarov
    4 недели назад
    -
    2
    +
    Rus, "... Аппараты имеют жидкостные ракетные двигатели на гидразине, но использовались они не для придания ускорения, а для для корректировок траектории. Двигатели «Вояджера-1» использовались при пролёте Сатурна в ноябре 1980, и испытывались в декабре 2017 года. Источник энергии для аппаратов — радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ). Генератор преобразует выделяющуюся при естественном распаде радиоактивных изотопов тепловую энергию в энергию электрическую... " * загуглил
    +
      ещё комментарии
      Rus K
      4 недели назад
      -
      0
      +
      Alexander, тогда получается это не двигатели а источники питания.
        Иван Колупаев
        4 недели назад
        -
        1
        +
        Rus, ну чел же сказал "загуглил" РИТЭГ конечно ни при чем просто копипастой захватилось ))) вот ссылка на подробный мануал. Там сказано примерно то же самое. ---------------------- Подсистема силовой установки Подсистема силовой установки состоит из большого твердотопливного ракетного двигателя для достижения конечной скорости траектории Юпитера и системы продувки гидразина, которая питает 16 двигателей на модуле миссии и восемь реактивных двигателей на модуле двигательной установки. Единственный запас гидразина (N2H) содержится в сферическом титановом баке диаметром 71 см (28 дюймов), отделенном от гелиевого наддувочного газа тефлоновым резиновым пузырем. Бак, расположенный в центральной полости 10-сторонней базовой конструкции модуля миссии, содержал 104 кг (230 фунтов) гидразина при запуске и находился под давлением 2 895 480 ньютонов на квадратный метр (н/м2) (420) фунтов на квадратный дюйм. По мере расходования топлива давление гелия будет снижаться до минимума около 130 фунтов на квадратный дюйм. Все 24 двигателя гидразина используют катализатор, который спонтанно инициирует и поддерживает быстрое разложение гидразина. Каждый из 16 двигателей на модуле миссии обеспечивает тягу 0,889 Н (0,2 фунта). Четыре используются для выполнения маневров коррекции траектории; остальные, в двух резервных ветвях по шесть двигателей, используются для стабилизации космического корабля по трем осям. В любой момент времени требуется только одна ветвь двигателей управления ориентацией. https://ntrs.nasa.gov/api/citations/19810001583/downloads/19810001583.pdf
          Rus K
          4 недели назад
          -
          0
          +
          Иван, думаю за столько времени, гидразина там уже нет .
            Rinat Bagoutdinov
            4 недели назад
            -
            1
            +
            R., ведётся учёт расхода гидразина, его ещё 14 кг осталось
            Алексей Агаджанов
            4 недели назад
            -
            0
            +
            R., как на счёт научиться ДУМАТЬ, прежде чем писать необдуманную херню? Если бы гидразина не было, никто бы не тратил своё рабочее время на проверку гипотезы о работоспособности двигателей. Но эту мысль нужно еще понять. А вы уже поспешили всех поучить своей "мудростью". Вы не любите думать. Не верите так больше людям, пожалуйста.
            Иван Колупаев
            4 недели назад
            -
            0
            +
            Rus, а чего ему сделается? Тратится только на ориентацию, сам относительно стабилен и не разлагается. Там быстрее РИТЭГ сядет.
              Rus K
              4 недели назад
              -
              0
              +
              И., на каком основании вы полагаете что гидразин не теряет своих свойств. Кроме того там указано что имеется резиновая перегородка. Много видели таких мембран способных сохранится при критически низких температурах за такое время?
                Иван Колупаев
                4 недели назад
                -
                0
                +
                Rus, ну хотя бы на том основании что Вояджер до сих пор работает. Хорошо, ваши предположения, что там залито в баки? Если вы не согласны с общепринятой точкой зрения и сообщениями инженеров НАСА, наверно у вас есть своя теория?
                Rus K
                4 недели назад
                -
                0
                +
                И., нет ни какой теории. Есть только сведения о работоспособности элемента системы двигателя. Остальное только догадки. Работает он пока работают солнечные панели и часть бортовых систем ещё хоть как то функционирует. Очень жаль что большая часть измерительных приборов отключена.
                Rinat Bagoutdinov
                3 недели назад
                -
                1
                +
                R., На Вояджерах нет солнечных панелей.
                Иван Колупаев
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Rus, ну хоть догадки изложите чем втихушку минусить 😏коменты к которым вам нечего возразить по существу. Догадки-то вы свои изложить сможете или они настолько смутные что там и говорить не о чем?
                Иван Колупаев
                3 недели назад
                -
                1
                +
                Rus, и где на фото Вояджера вы увидели солнечные панели? Да и какое Солнце на расстоянии 166 а.е., то есть в 166 раз большем чем от Солнца до Земли. Если учесть что освещенность уменьшается пропорционально квадрату расстояния, то Солнце там выглядит маленькой звездочкой, поэтому солнечные панелисовершенно бесполезны. РИТЭГ питает Вояджеры - (Радио Изотопный Термо Электрический Генератор) и конечно за 40 лет значительная часть ядерки распалась, а термопары деградировали, поэтому сейчас он выдает меньше половины исходной мощности и к 30-м годам ее не хватит для передачи сигнала на Землю. Если инженеры опять чего-нибудь не придумают.
                Rus K
                3 недели назад
                -
                0
                +
                И., согласен с солнечными панелями ошибся. Но и топливо для маневров и энергия для приборов имеют разный источник. Речь изначально была об этом.
                Иван Колупаев
                3 недели назад
                -
                1
                +
                Rus, так никто и не говорил что _приборы_ Вояджера на гидразине работают. Вы спрашивали про двигатели, вам ответили.
                Aлек сей Нии_pet
                3 недели назад
                -
                0
                +
                Rus, "Ритэг" посмотри: тепловой радиоизотопный электрогенератор
                Aлек сей Нии_pet
                4 недели назад
                -
                -1
                +
                Rus, написано что перегородка тефлоновая; как сковородка
    Бабур Беков
    4 недели назад
    -
    0
    +
    Rus, от ВАЗа установили...самый надёжный и неприхотливый двигатель )))
Александр
4 недели назад
-
2
+
И? Двигатели и так ведь были рабочие, просто запасные использовались. Топлива это тоже не добавило, как и экономии. Просто проверили, что это был сбой.
    Kirill Mikhaylin
    4 недели назад
    -
    3
    +
    Александр, в смысле "и?"? Это ж торжество инженерной мысли - девайс находится на рекордном расстоянии, а с ним не просто обмениваются телеметрией а еще и обслуживают, греют, бьют все мыслимые сроки эксплуатации!
    +
      ещё комментарии
      Урал Юланов
      4 недели назад
      -
      0
      +
      Kirill, поддерживать в рабочем состоянии инженеров, которые помнят, как устроен и работает Вояджер – вот это задача со звёздочкой!
        Иван Колупаев
        4 недели назад
        -
        0
        +
        Урал, там мануалы вроде сохранились так что инженеров можно применить и новых. Софт только древний но справились и с этим. Впрочем первым участницам сейчас лет по семьдесят по американским меркам еще даже замуж брать не поздно ))
Стасюк V
4 недели назад
-
6
+
Фантастика! Аппарат пролетел уже больше чем 0,2% светового года.
Предстоящие мероприятия
10 июня
Редакция Naked Science

Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.

9 часов назад
Александр Березин

В рамках новой модели вспышки сверхновых существенно нарушили парниковый эффект на нашей планете. Это должно приводить к похолоданиям и даже вымиранию отдельных видов.

10 июня
Редакция Naked Science

Сегодня в облаке запускают продукты, тестируют гипотезы, обучают ИИ-модели, автоматизируют бухгалтерию и разворачивают сервисы и приложения на сотни тысяч пользователей. Когда мы говорим, что бизнес «уходит в облако», мы имеем в виду не красивую метафору, а вполне конкретную практику — аренду инфраструктуры, вычислительных мощностей и приложений у провайдера, который отвечает за их надежную работу.

9 июня
Александр Березин

2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.

9 июня
Адель Романенкова

Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.

10 июня
Редакция Naked Science

Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

22 мая
ПНИПУ

Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.

26 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно