Биологи выведут ГМ-бактерий для поиска минных полей — Naked Science
Васильев1 Сергей

Биологи выведут ГМ-бактерий для поиска минных полей

Корпорация Raytheon сообщила о начале работ по созданию ГМ-микробов, способных детектировать присутствие в почве взрывчатых веществ и сигнализировать об этом флуоресценцией.

Пока что поиск и обезвреживание минных полей — очень сложная и опасная задача / ©Cpl. Hilda Becerra, USDoD

Практически любая война современности оставляет за собой опасный след — скрытые в земле мины. Ежегодно они — как правило, противопехотные — приводят к гибели десятков тысяч случайных человек. И даже если взрыва не происходит, мина ржавеет и распадается, взрывчатые вещества наносят серьезный вред окружающей среде. Обнаружение давно забытых минных полей и взрывчатки остается сложным, долгим, дорогим и просто опасным, стимулируя поиски новых технологий для решения этой задачи.

Ученые уже предлагали использовать для этой цели насекомых, оснащенных специальными датчиками. Теперь же по заказу американского агентства оборонных исследований DARPA стартовал проект по созданию ГМ-бактерий, способных послужить живыми сенсорами взрывчатых веществ. Об этом сообщается в пресс-релизе, распространенном корпорацией Raytheon. Проект реализуется при поддержке микробиологов из Вустерского политехнического института.

Речь идет о получении двух новых штаммов бактерий. Планируется, что один из них сможет существовать в бедных кислородом глубинных слоях почвы и в присутствии целевых веществ станет вырабатывать и выделять в среду сигнальные молекулы. Мигрируя к поверхности, эти молекулы послужат стимулом для второго ГМ-штамма, который в ответ на их появление будет создавать удобный для детектирования сигнал: например, флуоресцировать, чтобы их можно было заметить камерами беспилотников.

«Уже известно, что некоторые бактерии можно “перепрограммировать” так, чтобы они стали отличными детекторами взрывчатки, — говорит Элисон Таггарт (Allison Taggart), руководитель новой программы в Raytheon BBN Technologies, — но добиться этого под землей намного сложнее. Мы изучаем, как микробы могут быть доставлены на нужную глубину, чтобы затем создать хорошо видимую люминесценцию на поверхности».