Саранчу превратят в летающие детекторы взрывчатки
07.07.2016

Саранчу превратят в летающие детекторы взрывчатки

Американские исследователи разрабатывают технологии использования насекомых-киборгов для обнаружения мин и взрывчатки в труднодоступных местностях.

new-locusta

Сегодня поиск скрытых мин и бомб обязательно происходит при участии людей и собак, но уже через несколько лет к ним могут присоединиться настоящие тучи «роботизированной» саранчи. Команда ученых и инженеров из лаборатории Барахиндхарана Рамана (Baranidharan Raman) работает над созданием «живого устройства», которое комбинирует способность насекомых великолепно распознавать определенные запахи с производительностью компактной микроэлектроники.

Как сообщает пресс-служба Университета Вашингтона в Сент-Луисе, недавно проект Рамана получил грант Управления по морским исследованиям и 750 тыс. долларов на разработку. И уже через пару лет ученые должны продемонстрировать рабочую версию. Чтобы добиться цели, им понадобится создать насекомых, реагирующих на летучие следы взрывчатых веществ; электроники, способной снимать соответствующие паттерны нейронной активности и передавать сигнал «на базу»; наконец, системы для управления полетом саранчи.

По словам ученых, для того чтобы до определенной степени контролировать полет – или, по крайней мере, его направление, – на крылья насекомых планируется наносить специальную «татуировку» из материала, быстро нагревающегося под действием света определенной волны. Нескольких точечных импульсов лазера будет достаточно для того, чтобы вызвать у саранчи серьезный дискомфорт и заставить лететь в нужную сторону. Активность нейронов насекомого будет снимать интегрированная в него электроника, передавая результаты «обнюхивания местности» на пульт оператора.

Раман и его коллеги считают такой подход куда более перспективным, чем использование дронов. «Мозгу саранчи требуется всего пара сотен миллисекунд, чтобы заметить и начать регистрировать запах нового летучего вещества в воздухе, – говорит ученый. – Вы можете взглянуть на антенны насекомого, где расположены его химические сенсоры: их несколько сотен тысяч видов». Он признает, что обоняние собак заметно эффективнее, чем у насекомых, однако стоимость и срок подготовки животного у них несравненно выше, как и цена потери.