Звезду Бетельгейзе заподозрили в убийстве соседки — Naked Science
20.12.2016, 06:50

Звезду Бетельгейзе заподозрили в убийстве соседки

Одна из самых больших звезд на небе, сверхгигант Бетельгейзе, отличается бешеной скоростью вращения. По мнению ученых, это может указывать на совершенное менее 100 тыс. лет назад поглощение звезды-соседки.

Бетельгейзе – красный сверхгигант на правом (для наблюдателя – левом) плече Ориона. Это одна из самых крупных звезд, известных астрономам: по разным оценкам, диаметр ее может быть сравним с орбитой Марса, а возможно, и Юпитера. Бетельгейзе исключительно «рыхлый», он всего в 13–17 раз тяжелее Солнца, так что яркость его падает к краям довольно плавно, затрудняя точную оценку размеров.

При этом они постоянно уменьшаются: за последние пару десятилетий диаметр Бетельгейзе сократился почти на 20 процентов. Надежного объяснения этому явлению пока нет, хотя считается, что рано или поздно оно закончится взрывом сверхновой. Произойти это может и завтра, и через тысячу лет – и станет грандиозным (и вполне безопасным) астрономическим событием. Ну а в ожидании этого шоу астрономы продолжают изучать необычного гиганта.

Новые результаты, полученные командой астронома Техасского университета Крэга Уилера (Craig Wheeler), готовятся к публикации в новом номере журнала Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, однако уже доступны на сервисе препринтов ArXiv. С помощью компьютерного моделирования ученые уточнили вращение Бетельгейзе, обнаружив, что и здесь он ведет себя не как обычный сверхгигант. Как правило, увеличиваясь в диаметре, такие звезды замедляют вращение (как фигурист, раздвигая руки). Бетельгейзе же совершает обороты вокруг своей оси раз в 150 быстрее, чем должен – внешние слои звезды движутся на впечатляющей скорости в 15 км/с.

Работа Уилера и его коллег принесла новую загадку Бетельгейзе, ведь объяснения ее ускоренному вращению тоже нет. Ученые предполагают, что причиной могла послужить звезда-соседка, размерами примерно с Солнце. Некогда она находилась поблизости от Бетельгейзе, но была поглощена ею в процессе роста и вместе со своим веществом передала сверхгиганту и свой импульс. Если это так, то это поглощение должно было сопровождаться выбросом части вещества. Расчеты позволили примерно оценить скорость и время этого выброса – и рассчитать, где это вещество может находиться сейчас. И действительно: Уилер с соавторами обнаружили, что подходящее под эти параметры облако наблюдается на снимках Бетельгейзе, сделанных в 2012 г.