Зевать ? не перезевать — Naked Science

Зевать ? не перезевать

Почему зевание заразительно?

zevota

Как ни странно, но подобную «мелочь» ученые до сих пор не выяснили до конца. Есть разные гипотезы. Две из них ? физиологические.

Первая утверждает, что заразительное зевание вызвано конкретным стимулом ? конкретным зевком. Ученые называют это фиксированной формой действия. Таким образом, можно сказать, что заразительное зевание ? это рефлекс. Причем, как только срабатывает рефлекс ? его уже не остановить. Если вы уже открыли рот ? подавить зевание невозможно.

Вторая физиологическая гипотеза основана на бессознательном подражании или эффекте хамелеона. Суть ее в неосознанном копировании поведения другого человека, то есть это тонкая и ненамеренная манера подражания. Возможно, вы замечали, что люди, как правило, повторяют позы друг друга. Если вы сидите напротив человека со скрещенными ногами ? вы, скорее всего, скрестите и свои. Если вы видите, как кто-то зевает ? вы, вероятно, зевнете и сами. Ученые убеждены, что эффект хамелеона происходит по причине наличия в нашем мозгу особого набора нейронов, которые называются зеркальными. Это нейроны головного мозга, реагирующие одинаково, как на наши действия, так и на поведение других ? в том случае, когда мы видим, что кто-то совершает то же самое действие.

Зеркальные нейроны играют важную роль в процессе обучения и самосознания человека. Наблюдение за тем, как ваша мама красит губы, а ваш папа чинит мотор ? помогает аккуратнее совершать подобные вещи вам самим. Сканирование мозга с помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) показало: когда мы видим, как кто-то зевает, или даже слышим звук вдыхаемого воздуха, то в определенном отделе мозга, где скапливаются зеркальные нейроны, происходит возбуждение, которое приводит к ответной реакции ? зеванию.

©photodom.com

Третья гипотеза ? психологическая. Она тоже основывается на работе зеркальных нейронов. Психологи называют заразительный зевок эмпатическим. Эмпатия, как мы знаем, это способность понимать чувства других людей и разделять их эмоции. Это ключевая способность для таких социальных животных, как мы. Не так давно неврологи обнаружили, что множество зеркальных нейронов помогают нам переживать чувства других людей на более глубоком уровне. Этот эмпатический ответный зевок был открыт во время тестирования первой гипотезы, о которой мы говорили выше, фиксированной формы действия. Исследования проводились с целью доказать, что собаки тоже подвержены рефлексу зевоты, если слышат звук зевка. Помимо того, что ученые смогли это подтвердить, было обнаружено и еще кое-что интересное. Выяснилось, что чаще всего собаки реагируют на зевки своих знакомых, например, хозяев, чем на зевки незнакомцев. Это исследование подтвердило результаты других работ, посвященных поведению человека и приматов, а именно ? факт существования заразительного зевания, который чаще проявляется среди друзей, чем незнакомцев.

Заразительное зевание начинает проявляться в четырех-пятилетнем возрасте, когда дети становятся более социально адаптивными. До сих пор цель исследования состояла в том, чтобы доказать, что заразительное зевание основывается на способности к сопереживанию. Но работу, конечно, стоит продолжать. Тогда, возможно, и физиологические, и психологические гипотезы будут объедены и мы, наконец, сможем точно узнать, почему мы зеваем тотчас же, как только зевнет наш сосед.

Печальные новости для любителей фантастики и уфологов: ученые снова понизили шансы на встречу с инопланетянами. Такие выводы сделали после анализа основных эволюционных переходов и времени, в течение которого на планетах могут существовать благоприятные для жизни условия.