16.01.2014
Редакция Naked Science

Зевать ? не перезевать

Почему зевание заразительно?

zevota

Как ни странно, но подобную «мелочь» ученые до сих пор не выяснили до конца. Есть разные гипотезы. Две из них ? физиологические.

Первая утверждает, что заразительное зевание вызвано конкретным стимулом ? конкретным зевком. Ученые называют это фиксированной формой действия. Таким образом, можно сказать, что заразительное зевание ? это рефлекс. Причем, как только срабатывает рефлекс ? его уже не остановить. Если вы уже открыли рот ? подавить зевание невозможно.

Вторая физиологическая гипотеза основана на бессознательном подражании или эффекте хамелеона. Суть ее в неосознанном копировании поведения другого человека, то есть это тонкая и ненамеренная манера подражания. Возможно, вы замечали, что люди, как правило, повторяют позы друг друга. Если вы сидите напротив человека со скрещенными ногами ? вы, скорее всего, скрестите и свои. Если вы видите, как кто-то зевает ? вы, вероятно, зевнете и сами. Ученые убеждены, что эффект хамелеона происходит по причине наличия в нашем мозгу особого набора нейронов, которые называются зеркальными. Это нейроны головного мозга, реагирующие одинаково, как на наши действия, так и на поведение других ? в том случае, когда мы видим, что кто-то совершает то же самое действие.

Зеркальные нейроны играют важную роль в процессе обучения и самосознания человека. Наблюдение за тем, как ваша мама красит губы, а ваш папа чинит мотор ? помогает аккуратнее совершать подобные вещи вам самим. Сканирование мозга с помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) показало: когда мы видим, как кто-то зевает, или даже слышим звук вдыхаемого воздуха, то в определенном отделе мозга, где скапливаются зеркальные нейроны, происходит возбуждение, которое приводит к ответной реакции ? зеванию.