Зеленый свет отвлек рукокрылых от миграции — Naked Science
02.06.2017

Зеленый свет отвлек рукокрылых от миграции

Исследователи из Германии и Латвии показали, что искусственный зеленый свет может нарушать траекторию полета мигрирующих летучих мышей.

Известно, что искусственное освещение может влиять на экосистемы. Однако то, как разные животные реагируют на специфические диапазоны электромагнитного спектра, изучено недостаточно. Прошлые эксперименты показали, что наибольшее воздействие на перелетных птиц, мигрирующих ночью, оказывают источники длинных волн. Причем, в зависимости от цвета, они нарушают визуальную (белый или желтый свет) или магнитную (красный свет) ориентацию. В отличие от птиц, рукокрылые, по-видимому, более восприимчивы к коротким и средним волнам. Например, их нередко привлекают уличные фонари, испускающие ультрафиолет. Выяснить, не связано ли это с присутствием на лампах насекомых, не удалось.

Наименее ясно, как искусственное освещение отражается на мигрирующих летучих мышах. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Свободного университета Берлина, Потсдамского университета и Латвийского сельскохозяйственного университета провели полевой эксперимент. В течение 14 ночей они записывали эхолокацию перелетных рукокрылых в прибрежной зоне станции кольцевания птиц «Пейп» в Латвии. Ученые установили на берегу три столба, один из которых отражал 520-нанометровые волны (зеленый свет) в северном направлении. Период наблюдений (август-сентябрь) соответствовал пику миграции летучих мышей, в частности лесного нетопыря (Pipistrellus nathusii) и малого нетоыря (P. pygmaeus).

Полученные аудиозаписи авторы обрабатывали с помощью Avisoft-SASLab Pro. Для классификации видов они сравнивали спектрограммы с образцами из открытой онлайн-библиотеки — таксонами, которые встречаются в районе Балтийского моря: бурым ушаном (Plecotus auritus), ночницей Брандта (Myotis brandtii) и другими. Тем не менее, идентифицировать большинство животных в полуавтоматическом режиме не позволи высокая вариативность звуков и частотные совпадения. Поэтому сопоставление многих (примерно 35 тысяч) файлов проводилось вручную. Высокоспецифичной эхолокацией отличались только P. nathusii и P. pygmaeus, пять других часто встречаемых видов были сгруппированы в категорию никталоидов.

Анализ показал, что все группы животных — P. pygmaeus, P. nathusii и никталоиды — на 47–54 процентных пункта чаще подлетали к центральному столбу, когда он был освещен. Кроме того, по сравнению с остальными столбами, в районе источника зеленого света возрастала активность рукокрылых. В частности, рядом с ним они производили значительно больше звуков, ассоциирующихся с пищевым поведением, чем в среднем во время пролета вдоль берега (хотя насекомых там не было). По мнению ученых, результаты работы подтверждают, что искусственный зеленый свет способен нарушать траектории полета мигрирующих летучих мышей. При этом тенденция не связана с фактическим присутствием пищи.

Статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Между тем ранее нидерландские зоологи выяснили, что по меньшей мере один вид летучих мышей может адаптироваться к охоте в условиях шумового загрязнения.