Летучие мыши оказались адаптивны к охоте в городском шуме

Голландские биологи обнаружили, что по крайней мере один вид летучих мышей способен адаптироваться к использованию эхолокации в условиях повышенного шумового загрязнения. Результаты работы представлены в журнале Science.

Основным инструментом ориентирования и в особенности охоты у летучих мышей является ультразвуковая эхолокация. С ее помощью животные испускают неслышимые для человека звуки и улавливают их эхо, отраженное от окружающих предметов. Вопреки расхожему мнению, летучие мыши не являются слепыми, плотоядные виды имеют острое зрение, а некоторые, в частности большие ночницы (Myotis myotis), чувствительны к поляризации света: это позволяет им определять направления по солнечному излучению на рассвете и закате.

В новом исследовании ученые проанализировали эффективность эхолокации летучих мышей в условиях повышенного фонового шума. Для этого двенадцать бахромчатогубых листоносов (Trachops cirrhosus) поместили в клетку с роботизированными игрушечными лягушками — в естественной среде листоносы отыскивают древесных лягушек по брачным крикам. К каждой игрушке была подключена трубка для подачи сжатого воздуха, что также позволяло авторам в нужный момент имитировать раздувание горлового мешка земноводных.

В ходе эксперимента команда активировала звуковой сигнал и раздувание горлового мешка «лягушек» в произвольном порядке. На этом этапе летучие мыши атаковали добычу вне зависимости от стимула. Для поддержания интереса рукокрылых ученые регулярно помещали в клетку куски рыбы. Затем авторы воспроизводили с помощью динамиков искусственный сплошной шум. В результате животные вдвое увеличили интенсивность испускаемого ультразвука и чаще нападали на игрушки, к которым подавался сжатый воздух.

По словам соавтора работы Воутера Халфверка, такая тактика говорит о том, что в качестве компенсаторного механизма летучие мыши задействуют дополнительные ресурсы эхолокации. Способность адаптировать стратегию поведения и, в частности, охоты позволяет объяснить, почему отдельные виды этих животных лучше приспосабливаются к проживанию вблизи городов и трасс. Аналогичным образом поступает и человек: находясь в шумной обстановке, он уделяет больше внимания движению губ собеседника, чем обычно, отмечает ученый.