Ученые выявили два варианта развития цивилизации, подобной человеческой

Ученые выявили два варианта развития цивилизации, подобной человеческой

Совместив экологический и астробиологический подходы, американские астрофизики построили модель развития технологической цивилизации – как человеческой, так и потенциальной инопланетной, которая демонстрирует, насколько серьезна связь между выживанием разумного вида и техногенным воздействием на природу его родного мира.

1-s2

В своем исследовании ученые из Рочестерского университета использовали уравнение Дрейка, в котором условно рассчитывается число цивилизаций в нашей галактике, которые готовы вступить с нами в контакт. Условно – потому что на данный момент известна только одна планета, где существует разумная жизнь. Поэтому переменные в уравнении, которые касаются инопланетных цивилизаций, имеют исключительно предположительные значения.

Ученые разработали новый методологический подход, в котором ключевой переменной – среднему времени жизни цивилизации – присваивается значение, напрямую связанное с экологическими издержками развития цивилизаций с энергоемкими технологиями (Species with Energy-Intensive Technology, SWEIT).

По мнению ученых, чтобы получить этот параметр не так важно знать о реальном существовании других цивилизаций. Ведь если они развиваются согласно определенным универсальным законам (скажем, разумный вид использует энергетические ресурсы планеты для осуществления своих задач, повышая энтропию), то это уже само по себе позволяет построить статистику и выявить основные эволюционные пути.

Если они используют энергию, чтобы делать полезную работу, то они производят энтропию. Не существует способа это правило обойти, вне зависимости от того, выглядят ли эти инопланетяне как гуманоиды из «Стар трека» с антеннами на головах, либо представляют из себя отдельные одноклеточные организмы, объединенные в единый мегаинтеллект. Эта энтропия должна сильно влиять на обитаемость планеты, – мы уже начинаем это замечать на Земле.

— Адам Фрэнк (Adam Frank), Рочестерский университет

Упоминаемое влияние, конечно, выражается в техногенном воздействии разумного вида на природу своей родной планеты, что постепенно превращает условия окружающей среды на ней в непригодные для жизни данного вида.

По словам ученых, даже если шанс появления столь развитой технологически цивилизации, как наша, равен 1 к 100 тыс. триллионов, то все равно в «местном» космосе (вероятно, исследователи имеют в виду Млечный путь) должно быть около тысячи подобных разумных видов. Это, считают ученые, уже позволяет мыслить статистически.

Используя теорию динамических систем, ученые построили две возможные модели развития SWEIT-цивилизации на основе трех факторов – роста населения, энергопотребления, а также негативного влияния на планетарную экосистему.

По первой модели игнорирование последнего фактора – влияния на природу – приведет к неминуемому снижению обитаемости планеты и коллапсу цивилизации (населения). Во второй модели цивилизации удается избежать необратимых последствий своей деятельности для окружающей среды, и она постепенно приходит к довольно устойчивой форме существования; другими словами, она выживает.

Ученые также предлагают три астробиологических фактора, которые в будущем помогут точнее предсказывать развитие человеческой цивилизации: это обитаемость планет, массовые вымирания и их связь с деятельностью разумных видов, а также динамика климатических изменений.

Подобные исследования, считают ученые, могут привести к выявлению необходимых решений, которые помогут человечеству выжить и позволят развиваться по устойчивой модели.

Более детально с исследованием ученых можно ознакомиться в их статье, опубликованной в свободном доступе в журнале Anthropocene.