17.01.2018
Редакция Naked Science

Выносливость и ускорение оказались главными критериями полового отбора у манящих крабов

Эксперимент с робоклешнями помог понять, как самки манящего краба выбирают самцов. Оказалось, самкам нравятся самцы, способные долго и последовательно ускорять движение в брачном танце.

u_mjoebergi21

Боевая клешня манящего краба (Uca mjoebergi) больше второй; большой клешней они роют норы, обороняются от хищников, ловят добычу и приманивают самок. В брачном танце крабы двигают клешней; это движение напоминает движение руки скрипача, держащей смычок, поэтому манящих крабов называют “крабами-скрипачами”.

До сих пор ученым не было известно, по каким критериям самки крабов оценивают самцов; предполагалось, что главную роль здесь играет размер клешни или характер движений во время брачного танца. Чтобы выяснить, на что реагируют самки, биологи из Австралийского национального университета собрали набор роботизированных клешней и приводили их в движение перед 145 самками, отделенными от клешней стеклянным колпаком.

Самка наблюдала за движениями робоклешней, а затем выбирала одну из них. Иногда клешни двигались с постоянной скоростью, иногда замедлялись и ускорялись. Преграду между самкой и робоклешнями убирали либо в момент, когда клешни двигались с одинаковой скоростью, либо тогда, когда одна начинала двигаться быстрее других.

Брачный танец самцов крабов-скрипачей

Оказалось, что самки манящего краба предпочитают клешни, способные ускоряться, тем, что движутся с постоянной скоростью или замедляются. Ускорение оказалось ключевым фактором и в экпериментах, в которых самке нужно было выбрать не из двух, а из трех клешней, двигающихся с разной скоростью.

По мнению авторов статьи, опубликованной в Biology Letters, скорость движения боевой клешни во время брачного танца помогает самкам краба определить физическую силу и здоровье самца, и не выбрать тех, кто выглядит сильным и здоровым, но быстро утомляется. Кроме того, самец, который потратил много сил на брачный танец, с меньшей вероятностью нападет на приближающихся самок, отмечают авторы исследования.