09.08.2018
Редакция Naked Science
1 697

Внутри метеорита Уакит найден неизвестный науке минерал

В упавшем в Забайкалье метеорите ученые обнаружили новый, внеземной материал. Специалисты уверены, что раньше ничего подобного не встречали.

uakitite-this-new-space-mineral-is-almost-as-hard-as-a-diamond1

Минерал-пришелец назвали уакититом — по месту падения метеорита, обнаруженного золотоискателями два года назад, — поселку Уакит в Сибири. Минерал нашла группа, по ошибке принявшая желтый камень за редкий металл. Согласно исследованию, Уакит на 98% состоит из железного сплава, известного как камасит, который прежде находили только в других метеоритах. Оставшиеся 2% — минералы, формирующиеся в космосе. Когда ученые рассматривали камень под микроскопом, они обнаружили маленькие гранулы уакитита, в 25 раз меньше рисового зерна.

«К сожалению, нам не удалось узнать обо всех физических и оптических свойствах уакитита из-за очень маленьких размеров гранул», — написал ведущий исследователь и геолог Института геологии и минералогии Виктор Шарыгин в статье, представленной на Ежегодной встрече метеоритного общества в Москве.

Некоторые новостные порталы уже успели ошибочно прозвать уакитит минералом, который крепче алмаза. Шарыгин утверждает, что твердость минерала еще не была измерена напрямую. Вместо этого ее рассчитали при помощи нитрида ванадия — синтетического минерала, похожего на уакитит. Нитрид ванадия обладает твердостью между 9 и 10 по шкале Мооса, тогда как твердость алмаза по этой же шкале — 10. Поэтому, несмотря на то, что уакитит, возможно, весьма тверд, он не превзошел законного обладателя титула самого твердого вещества. Кроме того, если он похож на нитрид ванадия с его «светло-серым цветом и розоватым отблеском при свете», он вряд ли появится в ювелирных магазинах.

Структура уакитита под электронным микроскопом / V.V.Sharygin

Открытие уакитита, безусловно, интересно, но пока что нет причин чему-либо радоваться. Ученым предстоит разработать новые способы добычи данных из мелких образцов — или же кому-то придется искать новые залежи этого внеземного материала.