Геологи наткнулись на следы неизвестной метеоритной катастрофы древности — Naked Science
05.01.2018

Геологи наткнулись на следы неизвестной метеоритной катастрофы древности

Древние минералы указали на ранее неизвестное столкновение с астероидом диаметром около 1 км – примерно 800 тыс. лет назад.

astero0

Кратер от удара до сих пор не обнаружен, однако на него указали остекленевшие минералы, найденные в геологических отложениях от Азии до Антарктиды. Судя по всему, столкновение с километровым астероидом стало самой недавней из катастроф такого масштаба, когда наш вид уже существовал на Земле. Остается понять, каким было ее воздействие на планету и на нас.

Тектиты – стеклянные шарики, рожденные при огромных давлениях и температурах, связанных с особенно мощными ударами метеоритов – обнаруживаются по всему Тихому океану. Масса некоторых превышает 20 кг, такие, видимо, были выброшены ударом сравнительно недалеко. Другие могли совершить более долгое путешествие, и распределение их указывает, что столкновение произошло в районе Юго-Восточной Азии, хотя эффект грандиозной катастрофы должна была почувствовать вся планета. Об этом австралийские ученые пишут в статье, опубликованной журналом Geology.

Аарон Кавозье (Aaron Cavosie) и его соавторы отмечают, что основная масса крупных тектитов, относящихся к периоду около 800 тыс. лет назад, обнаруживается в районе Таиланда, что указывает на примерную область столкновения. Ученые провели анализ трех таких тектитов. С одной стороны, им не удалось найти реидита – минерала, который связан с некоторыми мощными ударными кратерами.

С другой, ученые смогли исследовать крошечные, микрометровые кристаллы циркона. Они оказались ориентированы по трем лучам, сходящимися примерно под прямым углом, а не все в одном направлении. Теоретические расчеты (и лабораторные эксперименты) показывают, что именно так должны складываться кристаллы циркона, который под действием ударных сил трансформировался в реидит, а затем – снова в циркон, приобретя «дополнительные» направления.

Все это, по мнению геологов, достаточно надежно указывает на прежде неизвестное столкновение Земли с астероидом около 800 тыс. лет назад. С другой стороны, пока не будет решена «загадка пропавшего кратера», этот удар нельзя считать окончательно установленным фактом. По оценкам ученых, диаметр его может составлять от 50 до 100 км, и отсутствие такого молодого и крупного кратера действительно озадачивает.