07.06.2018
Редакция Naked Science

Вакцина защитила мозг крыс от воздействия стресса

Средство на основе бактерий Mycobacterium vaccae ослабило воспалительные процессы, связанные со стрессом, в мозге лабораторных животных.

1200px-wistar_rat

Ученым из Университета Колорадо в Боулдере удалось уменьшить вредное воздействие стресса на мозг лабораторных крыс с помощью инъекций на основе бактерий Mycobacterium vaccae — непатогенных микроорганизмов, обитающих в почве. Если средство окажется эффективным и для человеческого мозга, его можно будет использовать в терапии депрессии и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Исследование опубликовано в журнале Brain, Behavior, and Immunity.

Свойства бактерии Mycobacterium vaccae, изначально выделенной из грязи и коровьего навоза, исследуют применительно ко многим областям медицины. Вакцину на основе этой бактерии предлагают использовать в терапии туберкулеза, астмы, псориаза и экземы. Более ранние исследования авторов новой работы показывали, что инактивированная («убитая») вакцина из этой бактерии значительно уменьшила тревожные стрессовые реакции у небольших мышей, которых помещали в клетку с крупным агрессивным самцом.

В новой работе ученые исследовали, как именно вакцина снижает опасное воздействие стресса на организм. Самцам лабораторных крыс ввели три дозы вакцины с интервалом в неделю. После этого ученые обнаружили, что в гиппокампе грызунов значительно повысилось содержание интерлейкина 4 — это соединение блокирует некоторые воспалительные процессы в мозге.

Затем крыс подвергли стрессу с помощью нескольких ударов электрическим током. У животных, получивших вакцину, выявили более низкий уровень белка HMGB1 (амфотерина), который может высвобождаться из поврежденных клеток и связываться с рецептором врожденного иммунитета TLR4, вызывая воспаления. Напротив, уровень «защитного» белка CD200R1, блокирующего воспалительные процессы, у крыс оказался выше нормы. Вакцинированные грызуны после ударов током вели себя спокойнее, чем животные из контрольной группы.

Влияние вакцины на уровень CD200R1 в гиппокампе (HCC — до стресс-теста, IS — после) / © Brain, Behavior, and Immunity

По словам исследователей, именно противовоспалительная активность препарата на основе Mycobacterium vaccae может сделать его надежным средством против посттравматического стрессового расстройства и аффективных расстройств — депрессивного и биполярного. Все эти нарушения связывают с воспалениями, затрагивающими клетки мозга. Ослабляя эти процессы, вакцина поможет справиться с симптомами расстройств — перепадами настроения, суицидальными мыслями, нарушениями памяти. Впрочем, разработку препарата для людей начнут лишь в том случае, если результаты нового исследования подтвердятся и для клеток человеческого мозга.

Ранее итальянские ученые выяснили, что даже кратковременный острый стресс ведет к гибели нейронов коры головного мозга.