Ученые продемонстрировали разрушение мозга внезапным стрессом

Ученые продемонстрировали разрушение мозга внезапным стрессом

Не только хронический, но и острый стресс может иметь долговременные последствия. Показано, что короткого воздействия достаточно, чтобы вызвать гибель нейронов коры головного мозга.

Длительный, хронический стресс известен как опасный фактор, способный влиять на физиологическое состояние и даже структуру мозга. Однако не менее серьезные последствия может иметь и кратковременный, острый стресс. К такому выводу пришли итальянские ученые, отчет которых публикует журнал Molecular Psychiatry.

Авторы подвергали лабораторных мышей 40-минутному стрессовому воздействию, используя безвредные, но неприятные удары электрическим током. Уже 24 часа спустя в префронтальной коре, ключевой области, связанной с выполнением высших функций мозга, обнаруживались поврежденные и погибшие нейроны. Исследователи отмечают, что признаки повреждений можно было наблюдать и две недели спустя после разового стресса. И обусловлены они массированным выбросом кортикостерона.

У крыс этот гормон является аналогом кортизола у человека. В нервной системе он выступает мощным активатором работы нейронов, участвуя в поддержании состояния бодрствования и формировании стрессовых реакций. Повышенный уровень кортикостерона у животных после стресса сохранялся еще много часов. Нервные клетки получали сильный и долгий возбуждающий сигнал рецепторами, расположенными на дендритах. Это, как показали ученые, вело к их атрофии, а затем и к гибели целых нейронов.

Статья исследователей из Фуданьского университета, выложенная в архиве препринтов, показывает, что некоторые пациенты, выздоровевшие от коронавирусной инфекции, не имеют в крови антител к вирусу SARS-CoV-2. Это ставит под вопрос эффективность пассивной терапии антителами и вакцинации.

Ученые предполагают, что количество вариаций гена ACE2 может ответить на вопрос, почему Италия стала лидером по смертности от коронавируса.