Ученые продемонстрировали разрушение мозга внезапным стрессом

Не только хронический, но и острый стресс может иметь долговременные последствия. Показано, что короткого воздействия достаточно, чтобы вызвать гибель нейронов коры головного мозга.

10K

Длительный, хронический стресс известен как опасный фактор, способный влиять на физиологическое состояние и даже структуру мозга. Однако не менее серьезные последствия может иметь и кратковременный, острый стресс. К такому выводу пришли итальянские ученые, отчет которых публикует журнал Molecular Psychiatry.

Авторы подвергали лабораторных мышей 40-минутному стрессовому воздействию, используя безвредные, но неприятные удары электрическим током. Уже 24 часа спустя в префронтальной коре, ключевой области, связанной с выполнением высших функций мозга, обнаруживались поврежденные и погибшие нейроны. Исследователи отмечают, что признаки повреждений можно было наблюдать и две недели спустя после разового стресса. И обусловлены они массированным выбросом кортикостерона.

У крыс этот гормон является аналогом кортизола у человека. В нервной системе он выступает мощным активатором работы нейронов, участвуя в поддержании состояния бодрствования и формировании стрессовых реакций. Повышенный уровень кортикостерона у животных после стресса сохранялся еще много часов. Нервные клетки получали сильный и долгий возбуждающий сигнал рецепторами, расположенными на дендритах. Это, как показали ученые, вело к их атрофии, а затем и к гибели целых нейронов.

10K