В египетской гробнице обнаружили древнейший сыр — Naked Science
20.08.2018
Редакция Naked Science

В египетской гробнице обнаружили древнейший сыр

На заброшенном месте раскопок гробницы древнеегипетского чиновника нашли уникальный образец сыра.

cheese0

Человечество умеет готовить сыр и любит его вот уже несколько тысячелетий: древнейший образец, недавно идентифицированный в одной из египетских гробниц, датируется возрастом 3200 лет. Находка описана в статье, опубликованной в журнале Analytical Chemistry, ее авторы отмечают, что этот же сыр мог служить источником опасной инфекции.

Гробница, где был найден образец, впервые исследовалась еще в конце XIX века. В ней погребен Птахмес (Ptahmes), некогда бывший управляющим Мемфисом, столицей Нижнего Египта во времена 19-й династии. Птахмес был крупным государственным деятелем, жрецом, казначеем и полководцем. Однако со временем раскопки его гробницы оказались заброшены и частично погребены песком. Работа возобновилась только в 2010-м, когда большая часть артефактов была уже разграблена.

К счастью, они не тронули несколько глиняных сосудов, частично разбитых. В одном из них и нашлось немного древнеегипетского сыра. Тысячелетия изменили его химический состав, так что команде исследователей во главе с Энрико Греко (Enrico Greco) пришлось изолировать из сохранившейся массы белки и анализировать их с помощью масс-спектрометрии и хроматографии.

©University of Catania, Cairo University

Работа показала, что сыр был изготовлен из смеси молока козы, овцы и буйволицы. Скорее всего, он имел кислый вкус и был влажным, мягким. Интересно, что среди белковых маркеров обнаружились и следы бактерий Brucella melitensis, возбудителей бруцеллеза. В самом деле, «сырое» непастеризованное и нестерилизованное молоко — самый простой путь передачи бруцелл. Однако эта инфекция хоть и опасна, редко становится причиной смерти, так что нет повода считать, что Птахмес умер именно из-за любви к сыру.