В древней императорской гробнице нашли останки неизвестной обезьяны

В древней императорской гробнице нашли останки неизвестной обезьяны

Прежде неизвестный и уже вымерший вид гиббонов идентифицирован по останкам, найденным в гробнице родственницы первого императора Китая.

gibbon0

Частичный скелет обезьяны обнаружили еще в 2004 году в провинции Шаньси, в ходе раскопок гробницы благородной женщины, которая датирована 2200-2300 лет назад. Детальное обследование останков животного и сравнение с современными приматами показало, что принадлежит оно до сих пор неизвестному и к настоящему моменту уже уничтоженному. В статье, опубликованной в журнале Science, ученые дают ему такое же царственное название: Junzi imperialis.

Гиббоны жили здесь, в центральных и южных областях страны, еще несколько сотен лет назад, хотя сегодня их ареал ограничивается крайним Юго-Востоком Китая и соседними странами, такими как Лаос, Вьетнам, Таиланд. В наше время их осталось здесь всего четыре вида, но старинные китайские хроники сохранили описания других обезьян, отличающихся от живущих сегодня. Они были достаточно многочисленны и почитались благородными и мудрыми существами, благодаря чему нередко соседствуют с императорами и на изображениях.

Предполагается, что гробница принадлежала бабушке первого императора-объединителя Китая Цинь Шихуанди — Ся (Xia). Здесь найдено 12 захороненных животных, среди которых и частичные останки гиббона. Сэмуэль Турви (Samuel Turvey) из Лондонского института зоологии и его коллеги создали трехмерную реконструкцию полного черепа и сравнили их с сотнями черепов других обезьян, практически всех известных представителей семейства гиббонов. Были проведены и компаративистские исследования зубов этих останков и 279 современных приматов. Все это позволило отнести останки не только к отдельному виду, но и к собственному роду, не дожившему до нашего времени. Его название Junzi — «цзюнь-цзы» — можно перевести как «достойный, благородный человек».

Частично сохранившийся череп J. imperialis / ©Samuel T. Turvey

Точной даты исчезновения этих гиббонов назвать пока нельзя, но причиной тому почти наверняка был человек с его охотой и хозяйственной деятельностью, которые уже в то время вели к сокращению естественного ареала. По крайней мере, климат в то время оставался достаточно стабильным, да и вообще на протяжении последних тысячелетий не происходило никаких глобальных природных катаклизмов, которые привели бы к массовому вымиранию млекопитающих. Все это косвенные улики, но вполне надежно указывающие именно на человека как на виновника вымирания J. imperialis.

О том, что голые землекопы почти не болеют раком, известно давно. Долгое время ученые думали, что это заслуга устойчивых к заболеванию клеток. Однако новые исследования показывают, что развиваться раку не дает особая внутренняя среда.