Ученые заметили связь между кишечной микрофлорой и неврологическими расстройствами — Naked Science
26.04.2016

Канадские исследователи подозревают, что развитие повышенной тревожности, посттравматического стрессового расстройства и других неврологических синдромов частично связано с состоянием микрофлоры кишечника.

nervous

Наш кишечник населяют триллионы микробов – это сложная экосистема, с которой мы находимся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга. Сегодня известно, что эта микрофлора активно участвует не только в процессах пищеварения, но и в работе иммунитета, метаболизме гормонов и, возможно, даже воздействует на нервную систему. Эксперименты на мышах, которые провели Джон Биненсток (John Bienenstock) и Пол Форсайт (Paul Forsythe) из канадского Университета Макмастера, показали, что бактериальная микрофлора кишечника заметно влияет на настроение и поведение животных – и, меняя микрофлору, можно поменять и поведение.

В ходе работы ученые вызывали у подопытных мышей сильный стресс, в течение 10 дней подряд каждый день помещая их на несколько минут в клетку с намного более крупными и агрессивными сородичами. Вскоре у животных развились классические признаки стрессированности: повышенная тревожность, тремор, отсутствие аппетита, нежелание вступать во взаимодействие с соседями. Затем авторы получали пробы фекалий таких мышей и анализировали их микробное «население». «Мы обнаружили, что у стрессированных мышей возник дисбаланс кишечной микрофлоры, – говорит Пол Форсайт. – Ее видовое разнообразие упало. Кишечник – это очень сложная экосистема. И меньшее разнообразие микрофлоры означает большее нарушение для всего тела».

Однако затем авторы скармливали несчастным животным препараты бактерий, полученных из «нормальных», спокойных мышей. Эта мера привела к резким переменам: поведение животных нормализовалось, они стали любознательнее, вернулся аппетит. Ученые также исследовали состояние их головного мозга с помощью магнитно-резонансной спектроскопии, показав, что при этом у мышей даже исчезают характерные биохимические маркеры стресса, которые обычно обнаруживаются у пациентов, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством.

Вдохновленные впечатляющим результатом, Биненсток и Форсайт намерены продолжить эксперименты на мышах, с тем чтобы далее перейти к опытам и с добровольцами. Возможно, эта работа приведет к тому, что в будущем невроз будут лечить простой таблеткой с высушенными бактериями.

Исследование длиной в четверть века показало, что «гореть на работе» может быть смертельно опасно — гораздо опаснее, чем злиться или не иметь достаточного уровня социальной поддержки.