04.12.2015
Редакция Naked Science

Ученые попытались выяснить, является ли наша Вселенная голограммой

Ученые выяснили, является наша Вселенная голограммой или нет. Выводы, впрочем, подверглись критике.

5-istheunivers

Сейчас перед исследователями стоит один важный глобальный вопрос: считать ли нашу Вселенную трехмерным объектом или же она всего-навсего плоская голограмма? «Голографическую» версию впервые озвучил нидерландский ученый Герард ‘т Хоофт (Gerard ‘t Hooft) в 1993 году. Согласно описанному принципу, Вселенная и черные дыры – это всего лишь двухмерная голограмма, на поверхности которой «записаны» данные об искривлении пространства-времени. Именно поэтому мы видим трехмерную Вселенную, а не просто плоские объекты.

Стоит ли говорить, что идеологи «голографической» гипотезы столкнулись со шквалом критики в свой адрес. Между тем нашлись и сторонники этой версии. Так, аргентинский и американский физик-теоретик Хуан Малдасена (Juan Mart?n Maldacena) в 1997 году создал уравнения, которые описывают поведение Вселенной-голограммы.

Теперь Крэйг Хоган (Craig Hogan), представляющий Калифорнийский технологический институт в Пасадене, и его коллеги решили все эти выводы проверить. В случае, если Вселенная – это голограмма, трехмерные координаты произвольных точек в пространстве не будут поддаваться точному измерению из-за неопределенностей, задаваемых законом квантовой механики, подобным принципу неопределенности Гейзенберга. Можно будет наблюдать «дрожание» и «колебание» координат в любой точке пространства на очень высоких частотах – несколько мегагерц и больше.

Ученые построили прибор Holometer, который включал в себя два интерферометра, заключенных в стальные трубы. Лазерная оптическая система создает луч, а специальные датчики ищут искажения в структуре пространства-времени. Всего на прибор потратили 2,5 млн долларов США и, как считают сами ученые, не напрасно. Во время первых опытов не было зафиксировано корреляций, которые бы подтверждали «голографическую» гипотезу. Так что, по мнению экспертов, перед нами вполне реальный мир. Впрочем, Хоган делает поправку, утверждая, что голографическая природа Вселенной может «прятаться» и в других аспектах мироздания.

Научный мир скептически отнесся к эксперименту Крэйга Хогана и его коллег. Большая часть опрошенных изданием Science физиков выразила сомнение, что Holometer – это действующий прибор. Критике подвергалась даже теоретическая часть выводов Хогана.

Ранее, напомним, другие ученые пришли к выводу, что наша Вселенная расширялась не равномерно, а ускорялась и замедлялась по меньшей мере семь раз. Выводы были сделаны, в частности, на основании анализа взрывов сверхновых. Однако на сегодня описанная гипотеза остается лишь гипотезой, и подтвердить (или опровергнуть) ее смогут в дальнейшем результаты наблюдений телескопа Планк.