Ученые выяснили, почему выбросы черных дыр движутся со «сверхсветовой» скоростью — Naked ScienceNaked Science
20.04.2017, 16:13

Команда исследователей постаралась понять, почему «плевки» черных дыр, согласно ранее полученным наблюдениям, движутся со сверхсветовой скоростью. Причиной этого явления оказалось то, что материя закручивалась в спираль, а не была выстроена по прямой.

black-hole-jet-caltech

Считается, что сверхмассивная черная дыра есть в центре почти каждой галактики. Масса таких объектов превосходит солнечную в несколько миллионов раз. Иногда эти объекты «пожирают» звезды или другие небесные тела. При этом часть «захваченной» энергии выбрасывается в виде джетов, представляющих собой пучки разогретой плазмы, которые движутся с околосветовой скоростью.

Ранее наблюдения показали, что скорость движения разных частей джетов неоднородна и в ряде случаев она может превышать скорость света. Как известно, теория относительности Эйнштейна запрещает сверхсветовую передачу информации, поэтому явление вызвало у ученых неподдельный интерес. Немецкие исследователи применили сеть радиотелескопов VLBA для наблюдения за сверхмассивной черной дырой, находящейся в галактике М87 (созвездие Девы). Данная галактика находится на расстоянии 54 млн световых лет. Такая дистанция позволяет хорошо изучить джет черной дыры.

Анализ снимков показал, что он исполнял своего рода «танец». Основание джета качалось, а потокам материи придавали дополнительное ускорение магнитные поля, находящиеся близ горизонта событий черной дыры. Иногда материя выстраивалась не по прямой, а закручивалась в своего рода спираль. Все это и заставило полагать, что скорость потока превосходит световую.

Выбросы черной дыры / ©Axel. M. Quetz/MPIA Heidelberg

Специалисты считают, что магнитные поля, о которых шла речь, порождаются диском аккреции – «бубликом», состоящим из газа и материи от звезд и планет, окружающих сверхмассивную черную дыру. Более детально понять все эти процессы помогут дальнейшие исследования.

Ранее, напомним, сообщалось об обнаружении сверхмассивных черных дыр в ультракомпактных галактиках. Открытие может говорить о том, что во Вселенной намного больше таких объектов, чем мы предполагаем.

Эта археологическая находка стала крупнейшей в Египте с XIX века.

Благодаря комбинации двух программ для анализа геномов в опухолях удалось обнаружить неожиданные патогены, которые могут быть ассоциированы с раком.