Ученые выяснили, почему митохондрии передаются только по материнской линии
24.06.2016

Ученые выяснили, почему митохондрии передаются только по материнской линии

Американским ученым удалось раскрыть механизм массовой гибели отцовских митохондрий после оплодотворения. Нарушение этих процессов ведет к массовой гибели эмбрионов.

Известно, что материнских генов детям передается больше, чем отцовских: помимо хромосом эмбрион получает из яйцеклетки и митохондрии вместе с их ДНК (мтДНК). Они передаются из поколения в поколение только по материнской линии. Имеются митохондрии и в сперматозоидах, обеспечивая их активность и подвижность энергией в форме молекул АТФ.

Дин Сюэ (Ding Xue) и его коллеги из Колорадского университета в Боулдере сумели выяснить судьбу, которая ждет отцовские митохондрии после оплодотворения. О работе ученые рассказывают в статье, опубликованной журналом Science.

Эксперименты проводились на половых клетках нематод Caenorhabditis elegans. После слияния сперматозоида с яйцеклеткой исследователи наблюдали скорый распад внутренних мембран отцовских митохондрий и их гибель. Однако главным оставался вопрос о том, как происходит такая выборочная элиминация и почему эти процессы не затрагивают митохондрии матери.

Авторы показали, что после оплодотворения в самих митохондриях сперматозоида активируется эндонуклеаза CPS-6, разрезающая мтДНК. Это фактически и запускает их гибель: в клетке активируются процессы аутофагии, ведущие к «разборке» старых и поврежденных органелл.

Ученые получили и исследовали ГМ-клетки C. elegans с «выключенным», нокаутированным геном cps-6. Обнаружилось, что отсутствие белка CPS-6 ведет либо к полной остановке процессов избирательного удаления отцовских митохондрий после оплодотворения, либо к заметному их замедлению. Смертность таких эмбрионов оказалась намного выше нормы.

Новые эксперименты японских ученых показали, что люди, испытывающие друг к другу симпатию, невольно синхронизируют шаги во время ходьбы.