Ученые вырастили «женскую грудь в пробирке»
15.06.2015

Ученые вырастили «женскую грудь в пробирке»

Разработан и успешно апробирован метод, позволяющий выращивать в лаборатории полнофункциональные молочные железы – почти идеальный объект для исследований развития человеческого тела и поисков средства против рака груди.

un-bra-lievable - breast cells grown in a petri dish

В последние недели технологии искусственной культивации органов и тканей совершают прорыв за прорывом. Не успели мы опомниться после демонстрации крысиной конечности, выращенной в чашке Петри, как немецкие ученые предъявили новое – пожалуй, еще более ценное – достижение.

Мнения на этот счет могут быть разные, но с точки зрения природы и выращивания потомства главное в женской груди – молочные железы, видоизмененные эволюцией потовые. Они складываются в округлое, окруженное слоем жира тело, которое состоит из множества железистых альвеол, вырабатывающих молоко, и сложной сети выводных протоков, транспортирующих его к соску. Выработка молока для кормления ребенка – сложный, требующий немалого количества энергии процесс, и считается, что после каждого «цикла» грудного вскармливания грудные железы восстанавливаются за счет запаса стволовых клеток.

Этот процесс немецкие ученые и воспроизвели «в пробирке», получив пусть не женскую грудь в полном смысле слова, но главное в ней: молочную железу с полнофункциональными альвеолами и системой трубочек. Интересно, что разные условия культивации приводили к разным результатам. Например, более плотный гель в чашке Петри стимулировал инвазивный характер распространения клеток растущей ткани, во многом похожий на процессы, развивающиеся при онкологических заболеваниях. Ученые предполагают, что в ходе подросткового развития молочных желез у девочек инвазивный рост используется и здоровым организмом.

Технология, предложенная учеными, достаточно проста и позволяет использовать клетки женщин-доноров, от которых обычно приходится избавляться, – фрагменты тканей, удаленных при мастэктомии. «Для наших экспериментов это просто сокровищница, – говорит один из соавторов работы, – которая позволяет проследить индивидуальные различия в поведении стволовых и других клеток при развитии молочной железы».