Ученые узнали секрет складывания крыльев божьей коровки

Ученые узнали секрет складывания крыльев божьей коровки

Японские ученые впервые рассмотрели, как складываются крылья под панцирем божьей коровки. То, что они при этом нашли, пригодится и в робототехнике, и в разработке спутников, и в микромедицине. Возможно, изменится даже устройство зонтов.

ladybug-insect-open-wings-leaves-wallpapersbyte-com-3840x2400

По словам профессора Токийского университета Казуя Саито (Kazuya Saito), его давно интересовал способ складывания летательных крыльев под превратившиеся в яркий панцирь жука передние крылья. У божьей коровки это требует изрядной ловкости, ведь длина складывающихся крыльев намного больше длины всего тела насекомого. В сравнении с другими жесткокрылыми жуками, божьи коровки часто и быстро взлетают и садятся, и механизм складывания крыльев у них срабатывает особенно быстро и четко.

Но чтобы увидеть, как это происходит, требуется заглянуть под надкрылья. Профессор Саито и его соавторы потратили немало сил, пытаясь получить упругие, прозрачные и микроскопические имплантаты, которыми можно было бы заменить надкрылья жука и наблюдать за всем, что происходит под ними. Множество попыток закончилось ничем, пока ученые не опробовали затвердевающий под действием ультрафиолета прозрачный гель, который используется для наращивания ногтей. С его помощью удалось сымитировать тонкую форму надкрыльев и, пересадив их насекомому, с помощью компьютерной томографии увидеть секреты складывания его крыльев.

©New Scientist

В статье, опубликованной журналом PNAS, ученые сообщают, что и форма развернутого крыла, и само его разворачивание обеспечиваются сосудами, идущими по кромке. В сложенном состоянии крылья частично пережимают и передавливают эти сосуды, благодаря чему в них накапливается упругая энергия, готовая быстро раскрыться. К удивлению ученых, эта сложная трансформирующаяся структура не содержит никаких суставов или других сочленений – все происходит за счет эластичных сил и гидравлики.

Все это позволяет божьим коровкам быстро, компактно и надежно складывать и раскладывать свои довольно толстые прочные крылья – и, возможно, пригодится людям. По словам профессора Саито, принцип складывания зонтиков, не менявшийся тысячелетиями, может обновиться. Помогут такие конструкции и в авиации, и даже в космонавтике – гибкие солнечные панели будущего вполне могут разворачиваться на орбите так, как это делают крылья божьей коровки на лугу.

Специалисты НИУ ВШЭ провели исследование среди 30 тысяч россиян. Результаты, в частности, показали, какой процент жителей России не верит в реальное существование коронавируса, сколько человек жаждут снятия режима ограничений, а сколько убеждены, что предпринятые властями меры, напротив, были необходимы, чтобы остановить рост заболеваемости.