Ученые подсмотрели за работой влюбленного мозга

Ученые подсмотрели за работой влюбленного мозга

Степные полевки – популярный объект для исследований половых отношений. Эти грызуны – ярко выраженные однолюбы, притом что их ближайшие родственники, полевки луговые, отличаются полной распушенностью и полигамией. Сравнение двух видов указало на повышенную восприимчивость рецепторов в мозге степных моногамных полевок к окситоцину, позволило раскрыть его роль в формировании привязанности к партнеру и в том, что мы называем любовью.

prairie vole4

Однако, несмотря на многочисленные исследования, проведенные в том числе и на полевках, многие аспекты любви науке остаются неизвестны. Так, плохо выяснены нейронные паттерны, вовлеченные в появление и поддержание этого чувства. Некоторые новые детали любви раскрыли нейрофизиологи из Нью-Йорка, выступив на ежегодном слете американского Общества нейронауки.

Авторы провели наблюдения с помощью крошечного устройства, имплантированного в голову самца степной полевки. Инструмент позволил им отслеживать потоки ионов кальция, текущие через клеточные мембраны нейронов. Чем сильнее поток – тем большую активность проявляет клетка. Так выяснилось, что при контакте с возлюбленной самкой максимальная активность наблюдается в прилежащем ядре. Это сравнительно немногочисленная группа нейронов, участвующая в мотивации нашего поведения – формировании эмоций и, конечно, работе системы вознаграждения. Прилежащее ядро считается одним из ключевых элементов так называемого «центра удовольствия».

Контакт со своей парой заставлял нейроны прилежащего ядра самца работать на 20% активнее, чем при контакте с любой другой самкой. Было выявлено даже некоторое количество определенных клеток, которые «срабатывают» лишь в присутствии любимой. Возможно, полевки, подарившие нам знания о «молекуле любви» окситоцине, вскоре принесут указания и на «нейроны любви», активность которых связана с появлением этого романтического чувства. По крайней мере, у грызунов.