24.08.2015
Редакция Naked Science

Ученые переместили магнитное поле через «кротовую нору»

«Кротовая нора» для магнитного поля не похожа на то, к чему мы привыкли по фантастическим фильмам, и не переместит нас в один миг на другой край Вселенной. Но в некоторых областях она вполне может совершить важный технологический скачок – там, где используются явления магнетизма. Например, в томографии.

magnetic-wormhole-picture

«Кротовыми норами», или «червоточинами», называют теоретически существующие в четырехмерном пространстве-времени тоннели, «коротким путем» – через дополнительные измерения – соединяющие отдаленные точки друг с другом. Жаль, что несмотря на всю теоретическую обоснованность, обнаружить или создать ни одну «кротовую нору» пока не удается – а если они и есть, то, скорее всего, имеют микроскопические размеры: уж очень много энергии требуется на стабилизацию такой пространственно-временной «дыры».

«Магнитные кротовые норы» – нечто немного другое. Силовые линии магнитного поля, действительно, исчезают с одной стороны такой «норы» и без всяких изменений продолжаются из второй, словно не заметив этого перемещения в пространстве. Внешнему «магнитному» наблюдателю это перемещение совершенно незаметно – однако этим ее «сверхспособности» и заканчиваются.

Для создания «магнитной кротовой норы» физики из Барселоны взяли тонкий лист ферромагнетика, свернув его многослойной трубочкой, поместили внутрь сферы из сверхпроводника (оксида итрия-бария-меди), а ту – во вторую внешнюю сферу из мю-металла (сплава никеля, железа и молибдена). Да, этим сложности не заканчиваются: всю конструкцию необходимо погрузить в криогенные условия жидкого азота, чтобы сверхпроводник мог действовать как надо.

«Пересылка» силовых линий магнитного поля идет вдоль ферромагнитной оси устройства, при этом первый сверхпроводниковый шар (на рисунке золотой) менял их свойства, а внешний (серебристый) возвращал их в прежнее состояние. Для стороннего наблюдателя весь процесс совершенно незаметен, для него магнитное поле просто вдруг, словно само по себе, без магнита появляется из «кротовой норы».

Правильнее было бы назвать устройство «проводом» для магнитного поля. И пусть в другую часть Вселенной оно нас не переместит, оно – по крайней мере, теоретически – позволит врачам делать МРТ, не помещая пациентов в глубину громадного и угрожающе грохочущего магнита.