Ученые нашли самый древний вирус растений — Naked Science

Ученые нашли самый древний вирус растений

Исследователи, изучающие древние початки кукурузы, найденные при археологических раскопках коренных американцев, обнаружили вирус, которому более 1000 лет. Это самый древний вирус растений из когда-либо зарегистрированных.

21-researchteam

Ранее в археологических образцах было обнаружено только несколько РНК-вирусов, возраст самого древнего насчитывал около 750 лет. Новое открытие произошло, когда исследовательская группа изучала древний растительный материал в поселениях древней группы индейских народов Пуэбло, расположенных в заповеднике Каньон-де-Шей в Аризоне. Результаты исследования опубликованы Journal of Virology.

Индейцы, которые жили в каньоне, выращивали такие культуры, как кукуруза, бобы и тыква. При раскопках в 1970-х было обнаружено более двух тонн растительных отходов: початки, шелуха, листья, части стебля и зерна. Археологи сделали вывод, что кукуруза была основным источником пищи для жителей.

С помощью радиоуглеродного анализа — метода, применяемого для определения возраста биологических материалов через измерение содержания в материале радиоактивного изотопа 14C — исследователи подтвердили, что возраст древних образцов — около 1000 лет. При анализе початков ученые выделили три почти полных генома ранее неизвестного вируса семейства Chrysoviridae, которые заражают растения и грибы.

Раскопки в заповеднике Каньон-де-Шей / © National Parks Service

Исследователи отмечают, что Chrysoviridae считаются устойчивыми растительными вирусами, которые передаются из поколения в поколение через семена и могут оставаться в растении надолго. Стойкие вирусы обычно не вызывают заболевания и довольно редко обнаруживаются.

«Когда мы проанализировали современные образцы кукурузы, то обнаружили тот самый вирус, который отличался от древних образцов лишь на три процента. Большинство РНК-вирусов с коротким временем генерации и подверженной ошибкам репликации быстро эволюционируют. Однако устойчивые вирусы имеют стабильные геномы», — рассказывает Мэрилин Руссинк (Marilyn Roossinck), профессор Колледжа сельскохозяйственных наук штата Пенсильвания и ведущий автор исследования.

По ее словам, наиболее интересным аспектом результатов команды может считаться тот факт, что вирус так долго сохранялся в кукурузе. Профессор подозревает, что причиной тому может служить тот факт, что вирус приносит растению и некоторую потенциальную выгоду, однако эту догадку лишь предстоит доказать.