Древний вирус в человеческом геноме — Naked Science

Древний вирус в человеческом геноме

Эмбриональные стволовые клетки получили свои уникальные свойства от древнего вируса, который встроился в наш геном миллионы лет назад.

42-21909791_78194_990x742

Исследуя эмбриональные стволовые клетки, из которых образуются все типы клеток организма человека, специалисты обнаружили, что за их способность к трансформации ответственен древний ретровирус, когда-то встроившийся в человеческий геном.

Как сообщает National Geographic, это открытие может помочь найти более эффективные методики при лечении диабета, рассеянного склероза, болезни Паркинсона и ряда других заболеваний.

В статье, опубликованной в последнем номере журнала Nature Structural & Molecular Biology, содержится объяснение свойства плюрипотентности стволовых клеток, позволяющего им превращаться в другие типы человеческих клеток.

Авторам исследования удалось показать, что ключевую роль в плюрипотентности играет эндогенный ретровирус подсемейства H или HERV-H.

Ретровирусы ?это РНК-вирусы, которые проникают в клетку хозяина, а затем реплицируются с помощью особого фермента, образовывая ДНК из своего РНК-генома. После «заражения» ретровирусами яйцеклеток или сперматозоидов, молекула ДНК передается потомству. Приблизительно 8 процентов человеческого генома образовались с помощью эндогенных ретровирусов.

Ученые обрабатывали HERV-H фрагментами РНК, которые мешали нормальному функционированию ретровирусов. При этом стволовые клетки прекращали производство белков, ответственных за плюрипотентность.

Специалисты отмечают, что ретровирус HERV-H не ответственен за плюрипотентность клеток других млекопитающих (неприматов). Согласно исследованию, в очень редких случаях, человеческий организм может задействовать также вирусную ДНК, чтобы увеличить эффективность процесса.

Найденные механизмы образования плюрипотентности работают значительно лучше, нежели случайные мутационные процессы, которые лишь в очень редких случаях приводят к полезным изменениям в организме.

? Гийом Бурк, университет Макгилла

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.