Ученые: инопланетян может выдать их защита от сверхновых — Naked Science
27.12.2016

Ученые: инопланетян может выдать их защита от сверхновых

Любая высокоразвитая цивилизация рано или поздно нуждается в защите от сверхновых. Циклопические «плотины» и «дамбы» вокруг далекой звезды могут выдать присутствие соседей по Галактике уже сейчас.

star

Умирают даже звезды, причем крупные делают это очень эффектно, яркой вспышкой сверхновой. Случись она недостаточно далеко от обитаемой планеты, и жизни на ней не поздоровится. Пока что наши технические возможности далеки от того, чтобы защититься от этой маловероятной, но весьма серьезной угрозы. Однако если все пойдет хорошо и земная цивилизация продолжит развиваться, то рано или поздно мы наверняка займемся и этой задачей.

Возможно, наши потомки смогут предугадывать приближение взрывов сверхновых и защищаться от них, возводя защитные сооружения. Как плотины, дамбы и волнорезы на море, так и эти структуры в космосе будут сдерживать мощные потоки высокоэнергетического излучения и тяжелых частиц, которые выбрасывают гибнущие звезды. «Но точно та же логика применима и к любой другой возможной цивилизации в Галактике», – рассуждают Милан Чиркович (Milan Cirkovic) и Бранислав Вукотич (Branislav Vukotic) из Астрономической обсерватории Белграда в статье, опубликованной журналом Acta Astronautica. По мнению сербских астрономов, эти защитные сооружения помогут найти наших соседей.

По оценке ученых, для этого цивилизация должна достигнуть как минимум уровня типа 1 по шкале Кардашева (считается, что современная человеческая цивилизация достигла уровня 0,7 – подробнее об этой шкале читайте здесь). Такие существа смогут полностью утилизировать всю энергию своей звезды и создать защитный барьер вокруг звезды, приближающейся к гибели.

Чиркович и Вукотич рассуждают далее, что самым доступным способом возвести такую защиту станет просто создание облака ледяных глыб, окружающих звезду достаточно плотно. Чтобы пригнать лед, например, из пояса Койпера на далеких окраинах Солнечной системы, его можно электризовать, а затем отбуксировать в магнитном поле. И если нечто подобное уже создано вокруг одной из далеких звезд, то мы имеем все шансы увидеть это – необычные оптические свойства звезды выдадут грандиозную работу, которая происходит возле нее.

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.

Уже в 2024 году Россия может полностью прекратить эксплуатацию межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь». Ее место займет «Ярс».