Три проекта новой космической миссии Европы вышли в финал — Naked Science
08.06.2015
Редакция Naked Science

Три проекта новой космической миссии Европы вышли в финал

Европейское космическое агентство ESA объявило шорт-лист проектов для организации своей следующей космической миссии среднего класса. Из 27 заявок были отобраны три: проекты для исследования атмосфер экзопланет; квазаров, черных дыр и других высокоэнергетических объектов; влияния солнечного ветра на соседние планеты. Какая-то из этих миссий вскоре получит финансирование в размере 450 млн евро и отправится в полет в 2025 году.

M4_mission_themes

Такие значимые исследовательские проекты ESA реализует в рамках своей научной программы Cosmic Vision 2015-2025, которая предусматривает регулярную организацию миссий крупного, среднего и малого масштабов (малые миссии обычно финансируются не из бюджета ESA, а индивидуально, одной из стран, участвующих в работе агентства).

Среди самых известных уже реализованных таких миссий можно назвать работу космических обсерваторий Planck, Herschel, XMM-Newton, зонды Mars Express и Venus Express, миссию Cassini-Huygens. В настоящее время идет работа над уже прошедшими отбор двумя крупномасштабными проектами – JUICE (исследование спутников Юпитера) и Athena (космический рентгеновский телескоп нового поколения) – и тремя среднего масштаба: Solar Orbiter (исследования Солнца, 2018 год), Euclid (исследование ранней Вселенной, 2020 год) и Plato (экзопланеты, 2024 год).

И вот на днях чиновники ESA объявили финалистов на четвертую – и последнюю в этом цикле программы Cosmic Vision – миссию средних масштабов.

В этот список попал проект Ariel (Atmospheric Remote-Sensing Infrared Exoplanet Large-survey, дистанционное исследование экзопланетных атмосфер в инфракрасном спектре), направленный на изучение химического состава и поведения атмосфер далеких планет. Следом назван проект Thor (Turbulence Heating ObserveR, наблюдение турбулентного нагревания) – изучение процессов рождения из плазмы звезды солнечного ветра и его движения сквозь Солнечную систему. Наконец, третий проект, Xipe (X-ray Imaging Polarimetry Explorer, рентгеновский поляриметр), будет орбитальным рентгеновским телескопом для наблюдения за самыми высокоэнергетическими событиями во Вселенной (взрывами сверхновых, черными дырами, нейтронными звездами и т.д.) и, замеряя их поляризацию, поможет лучше узнать поведение материи в столь экстремальных условиях.