Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Транспорт легче воздуха: в «Ростехе» рассказали о развитии дирижаблестроения
Мир на пороге нового дирижаблестроительного бума: разработки таких летательных аппаратов ведутся в большинстве стран, в том числе в России. Почему аэростаты не устарели и могут стать конкурентоспособным транспортом, объяснили в холдинге «Росэлектроника», входящем в «Ростех».
От оборонки – к воздушному туризму
Среди перспективных российских разработок особое место занимает многофункциональный дирижабль ДП-3 с грузоподъемностью три тонны (соответствует 20 пассажирам), разработанный «Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики» (ДКБА) (входит в холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех»).
Начинался проект в рамках оборонного заказа, но впоследствии этот 70-метровый аппарат был перепроектирован в коммерческий дирижабль, который полностью отвечает международным правилам FAA-P-8110-2.
ДП-3 может использоваться как для воздушного туризма, так и выполнения таких специализированных задач, как георазведка, доставка вахтовых команд на удаленные месторождения, летающая лаборатория-медсанчасть, спасательная платформа, мобильный рефрижератор, высотный патруль и т. д.
ДП-3:
Объем оболочки: 12000 куб. м
Максимальная скорость: 90 км / ч
Максимальная продолжительность полета: 44,7 ч
Максимальная высота над уровнем моря: 3,0 км
Максимальная дальность полета: 3000 км
Максимальная полезная нагрузка: 3000 кг
Мощность двигателя: 2х420 л.с.
Экипаж: 2 человека
Подъемный газ: гелий
На основе ДП-3 могут быть созданы малотоннажные дирижабли-«лоукостеры» для наращивания воздушного трафика в удаленных регионах с малой плотностью населения. Недорогие билеты на дирижабельные рейсы, несомненно, найдут свою клиентскую базу.
Такие доступные воздушные мосты повысят мобильность населения и будут способствовать экономическому развитию удаленных от промышленных центров территорий.
Особое место занимают дирижабли линзообразной формы, которая позволяет кораблю развивать более высокую скорость. Наибольшую известность получил проект радиоуправляемой «тарелки» — прототипа «АНЮТА» с объемом оболочки 520 куб. м, скоростью полета до 70 км/час и дальностью полета 80 км со 100 килограммами полезной нагрузки на борту.
Дирижабль разрабатывался как универсальная аэростатическая платформа для решения широкого спектра задач — от высотного мониторинга и патрулирования до загоризонтной радиолокации и борьбы с беспилотными летательными аппаратами.
ДП-27 «АНЮТА»:
Раскройный объем оболочки: 520 м3
Диаметр оболочки: 16000 мм
Максимальная скорость: 70 км/ч
Максимальная высота полета (над уровнем моря): 1000 м
Максимальная дальность полета: 40 км
Максимальная полезная целевая нагрузка: 100 кг
Подъемный газ: гелий, флегматизированный водород
Температура окружающей среды: от -10 до +30 °С
Один из флагманских проектов дирижабля линзообразной формы — «Аэросмена», также разработанный инженерами «ДКБА». Конструкторы предложили аванпроект линейки многофункциональных аэростатических транспортных летательных аппаратов с грузоподъемностью от 20 до 200 тонн.
Этот дирижабль сможет беспосадочно лететь на крейсерской скорости до 200 км/ч на 5 тыс. км. Ключевым элементом корабля «Аэросмена» разработчики считают многоконтурную «интеллектуальную» систему управления, обеспечивающую полет по курсу и нивелирующую воздействие любых боковых и опрокидывающих воздушных потоков.
Многофункциональность дирижабля «Аэросмена» достигается в основном за счет сменных грузопассажирских модулей различного назначения.
Это и медицинский блок, и комплекс пожаротушения, и пассажирский салон, и грузовая платформа с погрузочно-разгрузочными механизмами, и авиа- или «дрононосец» и т. д.
«АЭРОСМЕНА-200»:
Вес пустого аппарата: 120 тонн
Взлетный вес: 290 тонн
Диаметр корпуса «линзы»: до 180 м
Высота корпуса «линзы»: до 36 м
Объем оболочки: от 500 000 куб. м
Объем гелия: не менее 100 000 куб. м
Внутренний объем воздуха: от 400 000 куб. м
Скорость полета: до 120 км/час
Высота полета: до 2500 м
Полезная нагрузка: 200 тонн
Сегодня в «Росэлектронике» уже ведутся работы над дирижаблем-контейнеровозом, использование которого позволит значительно удешевить грузовые контейнерные перевозки.
Особое направление проектных работ связано с созданием беспилотных стратосферных дирижаблей, предназначенных для выполнения широкого спектра задач — от ретрансляции сигнала, мониторинга территорий, картографических фиксаций — до строительства стратосферных аэростатических «баз» специального назначения.
Дирижабли тестируют рынок
В сегодняшних проектах дирижаблей для обеспечения альтернативного балластирования корабля используются различные решения. В одних случаях — это процесс компримирования/декомпримирования или, иначе говоря, сжатия несущего газа в специальные емкости, что лишает корабль плавучести, или, наоборот, высвобождение летучего газа для наполнения оболочки.
В других — термобалластирование, когда подъемная сила регулируется за счет прогрева несущего газа. К слову сказать, поиск альтернативных решений в этом направлении не останавливается.
Дирижабли с системой активной балластировки могут выполнять погрузочно-разгрузочные операции в полевых условиях и даже в режиме зависания. При этом появится возможность осуществлять транспортировку по схеме «от двери до двери». Например, доставлять собранную гидротурбину прямо от завода до ГЭС.
Высокая маневренность, сверхнизкий путевой расход топлива, относительно невысокая стоимость, повышенная весовая отдача при движении со скоростью 120-150 км/ч позволят дирижаблю-грузовозу стать серьезным конкурентом для авиационного, автомобильного, железнодорожного и даже морского транспорта.
Конечно, железнодорожные перевозки обходятся дешевле других видов транспорта, кроме водного. Однако сегодня ситуация с доставкой грузов по железной дороге приближается к критической черте.
Во-первых, нормативная масса грузовых железнодорожных платформ имеет ограничение 60 тонн, причем заданы жесткие габариты по ширине и высоте груза. Так что такая доставка сложных и/или крупногабаритных грузов весьма проблематична. Во-вторых, трафик движения от пункта отправки до пункта назначения в общем расчете составляет не более 20 км/ч.
Автотранспортные дороги также имеют ограничения как по ширине проезжей части, так и по разрешенной массе на ось. Негативно сказываются на сроках доставки грузов заторы и ограничения проезда.
Очевидно, что наиболее экономичным решением для доставки грузов является водный транспорт. Однако в России число судоходных путей ограничено, а пропускная способность шлюзов и портовой инфраструктуры лимитирована.
К тому же скорость движения сухогрузов, барж и других водных грузоперевозчиков в среднем не превышает 20 км/ч., а в северных широтах России водный трафик к тому же еще ограничен и сезонным фактором.
Транспортировка грузов авиационными средствами дорогостоящая и имеет много ограничений. При этом требуется тратить значительные средства на содержание, ремонт и постройку наземной инфраструктуры, взлетно-посадочных полос и т. д.
Если стоимость перевозки одной тонны условного груза самолетом на расстояние один километр составляет порядка 35-50 рублей, что хорошо известно в авиации, то для дирижабля этот показатель не превысит 5-7 рублей, как показывают расчеты разработчиков дирижаблей в таких российских проектах, как ДП-3, «Атлант», «Аэросмена», или американском — Aeroscraft.
Кроме того, в отличие от самолета или вертолета, дирижабль при полном отказе в полете двигателей и систем управления не упадет, а будет плыть как свободный аэростат. Даже при серьезном повреждении оболочки дирижабль, парашютируя, совершит относительно мягкую посадку.
Основной тренд сегодняшнего дирижаблестроения связан с гибридизацией конструкции, в которой объединены конструктивные преимущества самолета, вертолета, аэростата и даже судна на воздушной подушке. Таким образом, многие недостатки классических дирижаблей прошлого сегодняшним разработчикам удалось преодолеть.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии