Термитофилия оказалась ровесницей динозавров — Naked Science

Термитофилия оказалась ровесницей динозавров

Новые находки палеонтологов показывают, что любители сытной и безопасной жизни появляются едва ли не одновременно с возможностью таковой.

termitnik2

Подобно тому, как в человеческих жилищах обитают тараканы и прочие синантропные организмы, находящие здесь пищу, безопасность и подходящие температурные условия, в жилищах термитов, муравьев и других насекомых, ведущих эусоциальный образ жизни, также обитают всевозможные незваные гости. Как и у нас, они находят у хозяев безопасность, пропитание и подходящий микроклимат. В термитниках охотно селятся представители многих видов насекомых, многие из которых, оказавшись в благоприятных условиях, утратили способность к самостоятельной жизни. Некоторые из них обзавелись приспособлениями, помогающими «водить за нос» термитов, которые, принимая «жильцов» за себе подобных, кормят их или, во всяком случае, не атакуют.

Типичной для термитофилов является физогастрия — раздутое брюшко, делающее своего хозяина похожим на термита. Иногда на нем есть выросты, имитирующие конечности. или выходы желез, продуцирующих что-то вкусное или хорошо — на взгляд термитов, разумеется — пахнущее. Бывает и так, что все тело насекомого приобретает округлые формы, смахивающие на голову термита. Жук Eocorythoderus incredibilis, бескрылый и слепой, обзавелся похожими на дверную ручку выростами на спине. Хватаясь за них его переносят термиты, по запаху принимающие жука за свою личинку.

Вероятно, именно так выглядел доисторический термитник и его обитатели

Термитофилов очень много — сотни видов. Они очень плохо изучены, т. к. для знакомства с ними надо забираться глубоко в термитник. Даже это не гарантирует успеха, ученые, занимающиеся термитофильными муравьями часто вынуждены констатировать, что обнаружить особей, способных к размножению не удалось, только рабочих.

Геологическая история термитофилов начиналась относительно недавно — уже в кайнозое, с находок нескольких особей, «запечатанных» в янтаре. И вот, в прошлом году китайские ученые Чай Чэньян и Хуан Диюнг из Нанкинского института геологии и палеонтологии (NIGPAS) сообщили о находке несомненно термитофильного жука в янтаре мелового возраста из Бирмы (Мянмы).

Ископаемый жук Cretotrichopsenius burmiticus при сильном увеличении

Животное, названное Cretotrichopsenius burmiticus, имеет тело маскирующей крабообразной формы, типичной для многих современных термитофилов, со скрытой головой и усиками. На брюшке видны хорошо развитые задненаправленные щетинки. Жуки демонстрируют характерные признаки современной группы Trichopseniini, в том числе своеобразные сочленения задних ног. Интересно, что современные виды Trichopseniini чаще всего обитают в гнездах термитов семейства Rhinotermitidae — одного из крупнейших и древнейших. Однако в рамках этого семейства у них нет ясно выраженных хозяев, жуки поселяются у тех, кто наиболее подходит в данное время и в данном месте.

Новая находка «янтарного насекомого», которому на данный момент стукнуло около 99 миллионов лет, сильно удлиняет ископаемую историю любителей пожить бок о бок с термитами. Получается, что вполне приспособленные к жизни в термитнике насекомые существовали если не во времена возникновения собственно самих термитов, то через геологически небольшое время.

Об открытии нового насекомого и связанной с ним коррекции взглядов сообщается в номере журнала Current Biology от 24 апреля.