01.12.2014
Редакция Naked Science

Наземный телескоп впервые «увидел» суперземлю на фоне солнцеподобной звезды

Астрономам впервые удалось проследить за транзитом экзопланеты-суперземли по диску ее родной солнцеподобной звезды, используя наземный, а не космический телескоп.

groundbasedd

Суперземля – это внесолнечная планета (экзопланета), масса которой находится в диапазоне от 1 до 10 земных. Планета 55 Рака e, вращающаяся вокруг звезды 55 Рака A в 40 световых годах от Солнца, была обнаружена в 2004 году. Тогда выяснилось, что она больше Земли в два раза, а по массе превосходит нашу планету в 8 раз.

Теперь международной группе ученых удалось использовать данные, полученные ранее по 55 Рака e, чтобы провести первые в истории наблюдения транзита (то есть прохождения объекта на фоне другого объекта) суперземли по диску солнцеподобной звезды с наземного телескопа.

Дело в том, что транзитный метод – это один из ведущих способов обнаружения новых планет. Раньше транзиты экзопланет, подобных 55 Рака e, наблюдались только с помощью космических телескопов, работе которых не мешает земная атмосфера (единственное исключение составляет наблюдение транзита суперземли GJ 1214b, однако она вращается вокруг красного карлика, а не звезды, подобной Солнцу).

В этот раз транзит 55 Рака e наблюдался с относительно небольшого телескопа Nordic Optical Telescope, расположенного на испанском острове Ла Пальма.

Успешные результаты проведенного исследования доказывают, что экзопланеты можно искать и классифицировать не только с помощью космических телескопов, что открывает впечатляющие перспективы по дальнейшему поиску миров, пригодных для жизни.

Мы достигли удивительных результатов в расширении возможностей современных телескопов и прочих астрономических инструментов, несмотря на определенные препятствия, обусловленные турбулентной атмосферой Земли. Наблюдения, подобные этому, открывают новые пути для поиска жизни на удаленных планетах. Эта задача, конечно, становится сложной на расстояниях в десятки световых лет, однако с верной методикой и достаточно изобретательным подходом мы способны ее решить.

– Рэй Джеявардхана (Ray Jayawardhana), Университет Йорка

Данные, полученные наземными телескопами по экзопланетам, окажутся полезны и при работе двух готовящихся к запуску спутников (PLATO и TESS), которые целенаправленно займутся поиском землеподобных планет у относительно близких к нам звезд, отмечают ученые.

Статья ученых принята к публикации в журнал Astrophysical Journal Letters.