Студент открыл экзопланету под тремя солнцами — Naked Science

Студент открыл экзопланету под тремя солнцами

Уникальная экзопланета вращается в сложном танце между центральной звездой и соседней двойной звездной системой

Планет, обитающих в двойной звездной системе, известно немало. В честь пустынного мира из «Звездный войн» их условно называют Татуинами. Однако для экзопланеты HD 131399Ab, обнаруженной студентом Аризонского университета Кевином Вагнером (Kevin Wagner), даже прозвища подходящего нет. Каждый местный день над горизонтом чередой восходят три светила, часть года они вовсе не сходят с небосклона, но год длится дольше, чем наша жизнь. О находке этого необычного мира рассказывает статья, опубликованная Вагнером и его руководителем, профессором Дэниелом Апаи (Daniel Apai), в журнале Science.

Расположенная в 340 световых годах от Земли планета HD 131399Ab – одна из самых молодых, известных на сегодня: ее возраст оценивается всего в 16 млн лет. Сравнительно небольшое расстояние и крупные размеры (масса HD 131399Ab вчетверо больше Юпитера) позволили открыть ее прямыми наблюдениями. Показано, что температура на ее поверхности составляет внушительные 580 °С. Но главное, конечно, это ее орбита и соседки.

Полный годовой оборот по орбите HD 131399Ab совершает за 550 земных лет, и в течение половины этого периода все три ее звезды не сходят с небосклона: две более далекие и тусклые, всегда поблизости друг от друга, и третья, близкая и яркая, – отдельно от них. Видимое движение этой звезды то сходится с движением второй пары, то расходится с ней: например, около 140 земных лет в местном году ее восходы совпадают с закатами двойного светила, так что на планете воцаряется очень долгий день.

Находка сделана с помощью новейшего инструмента SPHERE, установленного на телескопе VLT в европейской обсерватории ESO, расположенной в пустынных горах Чили. Наблюдения позволили описать поведение всей этой странной звездной системы.

©ESO/L. Cal?ada

Судя по всему, в ее центре расположена звезда HD 131399A в 1,8 раз массивнее Солнца. На расстоянии около 300 а. е. от нее (астрономическая единица равна средней дистанции от Земли до Солнца) вращается небольшая двойная система HD 131399В и HD 131399С, участники которой кружатся друг вокруг друга на расстоянии около 10 а. е. (как Сатурн от Солнца). Орбита самой планеты HD 131399Ab вдвое больше, чем у Плутона – она проходит примерно на 1/3 пути между центральной звездой и соседними компаньонками, обеспечивая видимость всех трех светил.

Самым интересным вопросом остается стабильность такой сложной системы во времени. По словам авторов находки, теоретически возможны несколько сценариев, в которых траектории всех звезд и планеты могут существовать достаточно долго. Однако окончательно выяснить это помогут лишь новые наблюдения, которые уточнят их размеры и орбиты.

Корпус морской пехоты приступил к списанию ударных вертолетов Bell AH-1Z Viper — современной версии AH-1 Super Cobra. Закупки новых машин этого типа продолжат.

Семнадцатого мая, в 20:35 (мск), должен состояться запуск ракеты Atlas V с военным спутником SBIRS GEO-5. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Исследователи из Центра энергетических технологий Сколтеха предложили использовать простой и масштабируемый метод для увеличения емкости широкого спектра катодных материалов для металл-ионных аккумуляторов. Результаты работы могут быть полезны для разработки нового поколения передовых перезаряжаемых устройств хранения энергии.