Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
08.07.2016
Редакция Naked Science

Студент открыл экзопланету под тремя солнцами

Уникальная экзопланета вращается в сложном танце между центральной звездой и соседней двойной звездной системой

Планет, обитающих в двойной звездной системе, известно немало. В честь пустынного мира из «Звездный войн» их условно называют Татуинами. Однако для экзопланеты HD 131399Ab, обнаруженной студентом Аризонского университета Кевином Вагнером (Kevin Wagner), даже прозвища подходящего нет. Каждый местный день над горизонтом чередой восходят три светила, часть года они вовсе не сходят с небосклона, но год длится дольше, чем наша жизнь. О находке этого необычного мира рассказывает статья, опубликованная Вагнером и его руководителем, профессором Дэниелом Апаи (Daniel Apai), в журнале Science.

Расположенная в 340 световых годах от Земли планета HD 131399Ab – одна из самых молодых, известных на сегодня: ее возраст оценивается всего в 16 млн лет. Сравнительно небольшое расстояние и крупные размеры (масса HD 131399Ab вчетверо больше Юпитера) позволили открыть ее прямыми наблюдениями. Показано, что температура на ее поверхности составляет внушительные 580 °С. Но главное, конечно, это ее орбита и соседки.

Полный годовой оборот по орбите HD 131399Ab совершает за 550 земных лет, и в течение половины этого периода все три ее звезды не сходят с небосклона: две более далекие и тусклые, всегда поблизости друг от друга, и третья, близкая и яркая, – отдельно от них. Видимое движение этой звезды то сходится с движением второй пары, то расходится с ней: например, около 140 земных лет в местном году ее восходы совпадают с закатами двойного светила, так что на планете воцаряется очень долгий день.

Находка сделана с помощью новейшего инструмента SPHERE, установленного на телескопе VLT в европейской обсерватории ESO, расположенной в пустынных горах Чили. Наблюдения позволили описать поведение всей этой странной звездной системы.