25.01.2023
5 931

Астрономы показали, что планеты у двойных звезд могут быть обитаемы

4.8

Компьютерное моделирование двойных систем продемонстрировало, что их планеты способны сохранять стабильные орбиты на протяжении миллиарда лет и даже более. Это повышает шансы на развитие жизни в мирах, напоминающих фантастический Татуин.

©S. Dagnello, NRAO, AUI, NSF

Множество звезд входят в состав двойных систем. Вокруг них тоже обнаруживаются планеты, вызывающие в памяти образ Татуина — родины Люка Скайуокера из космической эпопеи «Звездные войны». Возможно, таких планет даже больше, чем миров, которые вращаются у одиночных звезд, подобных нашему Солнцу. Недаром первая экзопланета, замеченная за пределами Млечного Пути, находится именно в двойной системе.

Но вот насколько стабильно положение планет у таких звезд, окончательно не ясно. Вероятно, их орбиты не способны оставаться устойчивыми достаточно долгое время, чтобы там смогла появиться и развиться какая-либо жизнь. Ответить на этот вопрос помогла компьютерная симуляция, проведенная астрофизиками из Колледжа Нью-Джерси. Доклад об этой работе прозвучал на прошедшей недавно 241-й встрече Американского астрономического общества (AAS).

Профессор Марайя Макдональд (Mariah MacDonald) и ее коллеги провели симуляции 4000 двойных систем с одиночными планетами земного типа. В различных вариантах ученые рассматривали звезды разных размеров и форм и планетные орбиты разной величины. Компьютер позволил смоделировать их движение на протяжении миллиардов лет — срока, который считается необходимым для развития жизни.

Работа показала, что если орбита планеты проходит на достаточном удалении, то лишь в редких случаях она оказывается выброшена за пределы системы. Около 70 процентов таких планет сохранялись на месте миллиард и более смоделированных лет. Если же речь идет об обитаемой зоне — таком расстоянии, которое обеспечивает достаточно комфортную температуру поверхности и позволяет сохраняться жидкой воде, — то стабильными оставались орбиты примерно 10 процентов планет.

Большинство подобных миров не всегда удерживалось на оптимальной дистанции от своих родительских звезд, время от времени покидая пределы обитаемой зоны. Однако ученые отмечают, что наличие обширных океанов и достаточно плотной атмосферы вполне способно смягчать экстремальные, но недолгие перепады температуры.