Странные космические «сигналы» оказались еще более странными — Naked Science
26.09.2017
Редакция Naked Science

Странные космические «сигналы» оказались еще более странными

Исследователи пришли к выводу, что быстрые радиовсплески (FRB) не сопровождаются потоками нейтрино, что делает эти «сигналы» еще более загадочными.

pia08040

Быстрые радиовсплески, или FRB, много лет не дают покоя ученым. Такой «сигнал» представляет собой единичный радиоимпульс неизвестной природы продолжительностью в миллисекунды. Энергия всплеска, согласно оценкам исследователей, эквивалентна выбросу в космическое пространство энергии, которую испускает наше светило в течение нескольких десятков тысяч лет.

При этом сколько-нибудь очевидной связи FRB с Солнцем, Землей или какими-либо другими объектами нашей системы нет. Исследователи чаще склоняются к тому, что источники быстрых радиовсплесков могут находиться в другой планетной системе Млечного Пути или даже в другой галактике. Специалисты полагают, что FRB могут порождаться черными дырами или гамма-всплесками.

Сейчас американский астроном Джастин Ванденбруке (Justin Vandenbroucke) и его коллеги проверили эту гипотезу. Ученые руководствовались соображением, согласно которому взрыв сверхновой или «обедающую» черную дыру сопровождают мощнейшие выбросы нейтрино — нейтральных фундаментальных частиц с полуцелым спином, которые участвуют лишь в слабом и гравитационном взаимодействиях. Таким образом, если FRB связаны со сверхновыми и черными дырами, их будут сопровождать и мощные потоки нейтрино.

Исследователи применили установленный на Южном полюсе Земли нейтринный телескоп IceCube. Всего ученые проследили за 30 быстрыми радиовсплесками, среди которых было семнадцать сигналов, порожденных одним источником. Во время эксперимента ни один из детекторов не зафиксировал следы потока нейтрино, что ставит основные гипотезы рождения FRB под большой вопрос.

Буровая вышка и барабан со шлангом для бурения скважин «IceCube». 2009 год. / ©wikipedia

Полученные результаты, безусловно, могут оказать науке неоценимую помощь, так как резко сужают «круг подозреваемых». С другой стороны, эти наблюдения делают быстрые радиовсплески еще более странными и загадочными, ведь теперь еще менее понятно, что же может их порождать. Чтобы исключить популярную версию, построенную вокруг черных дыр, ученые намерены провести еще одну сессию наблюдений за FRB.

Ранее, напомним, другие астрономы заявили, что в трех миллиардах световых лет от нас вновь «проснулся» таинственный источник FRB 121102 и телескопы опять начали наблюдать быстрые радиовсплески неизвестной природы. Ученых удивило то обстоятельство, что частота всплесков оказалась приблизительно в два раза выше, чем предыдущие импульсы FRB 121102.