31.08.2017
Редакция Naked Science

Астрономы зарегистрировали серию загадочных быстрых радиовсплесков

В 3 млрд световых лет от нас таинственный источник FRB 121102 снова «проснулся»: телескопы наблюдали череду быстрых радиовсплесков неизвестной природы.

frb0

Чувствительные радиотелескопы, днем и ночью следящие за Вселенной, иногда регистрируют быстрые всплески излучения – единичные импульсы, краткие, но несущие огромную энергию. Впервые быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) были замечены в 2007 г., однако признанного объяснения они не получили до сих пор. Неизвестен и их источник: он может располагаться и в нашей Галактике, и за ее пределами, и даже на Земле, создаваясь техническими устройствами.

Затрудняет изучение то, что FRB слишком кратковременны и непредсказуемы, так что до сих пор удалось заметить лишь около 25 таких событий. Повторно же наблюдали и вовсе единственный быстрый радиовсплеск, FRB 121102, зарегистрированный в 2012 г., а затем в 2015 и 2016 гг. Все это привлекло к FRB 121102 особое внимание и позволило дать несколько вариантов его источника: активное ядро карликовой галактики в 3 млрд световых лет от нас, либо двойная система нейтронной звезды и остатков сверхновой.

Мониторингом FRB заняты и астрономы, работающие по проекту Breakthrough Listen и использующие целый ряд крупных радиотелескопов, включая 100-метровый Green Bank, самый большой в мире телескоп с поворотной параболической антенной. Главной целью проекта является поиск внеземной жизни, однако недавно ученым Breakthrough Listen удалось зарегистрировать серию из сразу 15-ти новых вспышек FRB 121102 продолжительностью около 300 микросекунд каждая. Об этом сообщает пресс-служба Калифорнийского университета в Беркли.

14 из 15 быстрых радиовсплесков источника 121102 / ©Breakthrough Listen/Green Bank Telescope/Berkeley University

Странным оказалось то, что частота всплесков была примерно вдвое выше, чем предыдущие импульсы FRB 121102. Возможно, это облегчит наблюдения за следующими вспышками 121102 и поможет, наконец, раскрыть загадку быстрых радиовсплесков.