Спутник Aeolus при помощи лазера составляет карту ветров Земли — Naked Science

Спутник Aeolus при помощи лазера составляет карту ветров Земли

Запущенный две недели назад британский спутник Aeolus включил свой лазер и начал собирать им данные о ветрах в стратосфере Земли

dlnkkfnu0aagp3f

Европейское космическое агентство (ESA) запустило спутник ADM-Aeolus с космодрома Куру во Французской Гвиане 23 августа. Это было крупное событие для ученых, поскольку подготовка к миссии шла 16 лет. Сейчас спутник проходит трехмесячный тестовый период, по его завершении специалисты начнут анализировать полученные данные о ветрах и составлять на их основе модели и карты.

Ветер сильно влияет на погоду, при этом измерить его скорость и направление, чтобы составить точный прогноз, становится сложно на высоте от 11 километров. Именно на этой отметке формально располагается граница стратосферы. Наземные станции уже не справляются тем, чтобы наблюдать за перемещением ветров в этом слое атмосферы. Поэтому сведения о характере движения воздушных масс на всей планете обрывочны и крайне тяжело образовывают цельную картину.

Так, спутник ADM-Aeolus будет выполнять важную задачу сбора данных о стратосферных ветрах на высоте до 30 километров. Благодаря ему возрастет точность среднесрочных прогнозов погоды, то есть метеорологи смогут предсказывать изменения на несколько дней вперед.

Главный инструмент спутника — доплеровский лидар ALADIN, оснащенный лазером. Он излучает ультрафиолетовые импульсы — до 50 в секунду, — которые могут проходить через атмосферу и рассеиваться на молекулах воздуха, каплях воды и частицах пыли. Рассеянный свет возвращается на чувствительный детектор Aeolus. На основе того, какую длину волны имеет возвращенный свет, приборы определяют характер движения воздуха.

Впервые Европейское космическое агентство одобрила миссию Aeolus в 1999 году и изначально намеревалось провести запуск в 2007-м. Однако инженеры испытывали трудности с разработкой ультрафиолетового лазера, способного работать на орбите. Многие думали, что запуск спутника так никогда и не состоится. Понадобилось несколько лет, чтобы появились новые технологии, позволившие закончить работу над лазером.

Как сообщает в своем пресс-релизе Европейское космическое агентство, важнейшим моментом после запуска Aeolus было включение лидара с лазером и проверка его работы.

«…Две недели все сообщество с нетерпением ожидало включения ультрафиолетового лазера, который можно назвать технологическим чудом», — отметил Джозеф Ашбахер (Josef Aschbacher), руководитель программы наблюдения за Землей ESA.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 11.0px Arial; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000}
span.s1 {font-kerning: none}

Первые данные, собранные спутником Aeolus / ©ESA

Согласно информации агентства, спутник уже совершил первые успешные измерения и ученые обработали эти данные. Хотя инструмент еще не до конца откалиброван, полученные измерения достаточно точны.

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.