Спасаясь от самцов, самки стрекоз научились притворяться мертвыми — Naked Science

Спасаясь от самцов, самки стрекоз научились притворяться мертвыми

Чтобы избавиться от преследований слишком назойливого самца, самка коромысловой стрекозы падает на землю и притворяется мертвой, пока тот не улетит.

siv_mosaik_400mm_lens_blur_by_zep67-d62w7jn

Рассим Келифа (Rassim Khelifa) из Цюрихского университета исследовал голубых коромысловых стрекоз Aeshna juncea, собирая их личинки в Альпах. Во время одной из таких вылазок ученый впервые заметил очень необычное поведение одной из самок: преследуемая самцом, она вдруг перестала работать крыльями и замертво свалилась на землю. Но как только разочарованный преследователь улетел, та встряхнулась и отправилась дальше.

В статье, опубликованной журналом Ecology, ученый замечает, что, в отличие от множества других стрекоз, самки голубого коромысла не охраняются «своими» самцами до откладывания яиц, а продолжают жить самостоятельно. Это делает их уязвимыми для атак новых ухажеров, спаривание с которыми может привести к повреждениям половых путей, нагруженных яйцами.

По словам Рассима Келифы, в этот период самки голубого коромысла перемещаются в более густые заросли по берегам водоемов – возможно, затем, чтобы иметь возможность легче скрыться при внезапном появлении нового недовольного самца. Но способности притворяться мертвыми от них никто не ожидал: до сих пор они известны у считанных видов беспозвоночных – у пары мух, одного вида пауков и одного богомолов.

Энтомологу удалось наблюдать за тем, как избегала преследований 31 самка голубого коромысла. В общей сложности предпочли притвориться мертвыми 27 из них, и в 21 случае эти попытки были успешными. Ученый отмечает, что такое поведение достаточно опасно: резко прервав полет и падая, насекомое может легко повредить крылья. Так что, возможно, эта тактика применяется лишь в тех случаях, когда другого варианта избавиться от слишком настойчивого ухажера нет.

Сегодня, в 21:42 (мск), должно состояться приводнение космического корабля Crew Dragon в акватории Атлантического океана. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.