24.02.2014
Редакция Naked Science
1 809

Космические лифты – больше, чем научно-фантастический вымысел

Космический лифт, открывающий настоящую лестницу в небо, позволит за неделю мягкой поездки добраться до геостационарной орбиты (35 786 километров) – думаете, фантастика? А президент Международной академии астронавтики (МАА) Гопалан Мадаван Наир уверен, что их новое исследование под названием «Космические лифты: оценка технологической осуществимости и путь вперед» знаменует собой важную веху в развитии данной идеи.

spaceelevator

Идея космического лифта будоражит умы человечества уже многие годы. Еще в 1895 году основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предложил создать отдельно стоящую башню, которая будет простираться от Земли до геостационарной орбиты (35 786 километров). Детальную разработку идея получила в трудах инженера Юрия Арцутанова.

Космический лифт – концепция инженерного сооружения для безракетного запуска грузов в космос. Данная гипотетическая конструкция основана на применении троса, протянутого от поверхности планеты к орбитальной станции, находящейся на геостационарной орбите (ГСО). Трос удерживается одним концом на поверхности планеты (Земли), а другим – в неподвижной над планетой точке выше ГСО за счёт центробежной силы. По тросу поднимается подъемник, несущий полезный груз. При подъеме груз будет ускоряться за счет вращения Земли, что позволит на достаточно большой высоте отправлять его за пределы тяготения Земли.

Множество исследований, проведенных в течение последнего столетия, во многом позволили прояснить определенные тонкости и практичность космического лифта. А совсем недавно ученые со всего мира под эгидой Международной академии астронавтики (МАА) представили результаты нового исследования под названием «Космические лифты: оценка технологической осуществимости и путь вперед», которое, по признанию президента МАА Гопалана Мадавана Наира, знаменует собой важную веху в развитии идеи.

Учитывая снижение рисков за счет технического прогресса, создание космического лифта представляется возможным, однако его инфраструктура может быть построена только при помощи серьезных международных усилий.

Космический лифт в представлении художника

©Geir Lanesskog

Без сомнения, все космические агентства мира будут рукоплескать подробному исследованию, которое покажет новые способы транспортировки, способные дать недорогой и простой доступ к геостационарной орбите и за ее пределы. Без сомнения, академия благодаря этому исследованию будет способствовать развитию международного консенсуса и осведомленности о необходимости поиска и разработки новых способов транспортировки в космос, сохраняющих нашу Вселенную так же, как мы в настоящее время пытаемся сохранить нашу планету.

– Гопалан Мадаван Наир, президент МАА

По мнению ведущего автора исследования Питера Свона, который также является главным инженером компании SouthWest Analytic Network в Аризоне, занимающейся разработкой и обучением инновационных подходов к развитию «нового космоса», космические лифты – это больше, чем научно-фантастический вымысел.

Результаты нашего исследования обнадеживают.

– Питер Свон, ведущий автор исследования.

Помимо вышеотмеченных должностей, Свон является главным оператором Международного консорциума космического лифта (МККЛ), цель которого – строительство длинного космического лифта.

Вопрос в том, когда, разумеется. Но суть в том, что технологии прогрессируют в позитивном ключе, поэтому те, кто работают с нами, верят, что космические лифты будут. <…> Тем не менее есть много, много проблем, и я, конечно же, не утверждаю, что этот проект простой.

–  Питер Свон

Углеродные нанотрубки, которые в 1000 раз прочнее, чем сталь, в соотношении прочности к весу делают возможным производство сверхпрочного космического троса, а также других компонентов, в разработке которых задействованы лучшие специалисты в области нанотехнологий, электроники, оптики и материалов. Как отмечает Свон, также обстоят дела и с солнечными батареями.

На эту отрасль люди, стоящие за космическим лифтом, также пристально смотрят. Мы не собираемся их однозначно включать, но наблюдаем за ней и оцениваем достижения.

Питер Свон

Эксперты отмечают, что на развитие идеи может потребоваться еще около 10 лет.

Космический лифт в представлении художника