Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космические лифты – больше, чем научно-фантастический вымысел
Космический лифт, открывающий настоящую лестницу в небо, позволит за неделю мягкой поездки добраться до геостационарной орбиты (35 786 километров) – думаете, фантастика? А президент Международной академии астронавтики (МАА) Гопалан Мадаван Наир уверен, что их новое исследование под названием «Космические лифты: оценка технологической осуществимости и путь вперед» знаменует собой важную веху в развитии данной идеи.
Идея космического лифта будоражит умы человечества уже многие годы. Еще в 1895 году основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предложил создать отдельно стоящую башню, которая будет простираться от Земли до геостационарной орбиты (35 786 километров). Детальную разработку идея получила в трудах инженера Юрия Арцутанова.
Космический лифт – концепция инженерного сооружения для безракетного запуска грузов в космос. Данная гипотетическая конструкция основана на применении троса, протянутого от поверхности планеты к орбитальной станции, находящейся на геостационарной орбите (ГСО). Трос удерживается одним концом на поверхности планеты (Земли), а другим – в неподвижной над планетой точке выше ГСО за счёт центробежной силы. По тросу поднимается подъемник, несущий полезный груз. При подъеме груз будет ускоряться за счет вращения Земли, что позволит на достаточно большой высоте отправлять его за пределы тяготения Земли.
Множество исследований, проведенных в течение последнего столетия, во многом позволили прояснить определенные тонкости и практичность космического лифта. А совсем недавно ученые со всего мира под эгидой Международной академии астронавтики (МАА) представили результаты нового исследования под названием «Космические лифты: оценка технологической осуществимости и путь вперед», которое, по признанию президента МАА Гопалана Мадавана Наира, знаменует собой важную веху в развитии идеи.
Учитывая снижение рисков за счет технического прогресса, создание космического лифта представляется возможным, однако его инфраструктура может быть построена только при помощи серьезных международных усилий.
Космический лифт в представлении художника
©Geir Lanesskog
Без сомнения, все космические агентства мира будут рукоплескать подробному исследованию, которое покажет новые способы транспортировки, способные дать недорогой и простой доступ к геостационарной орбите и за ее пределы. Без сомнения, академия благодаря этому исследованию будет способствовать развитию международного консенсуса и осведомленности о необходимости поиска и разработки новых способов транспортировки в космос, сохраняющих нашу Вселенную так же, как мы в настоящее время пытаемся сохранить нашу планету.
– Гопалан Мадаван Наир, президент МАА
По мнению ведущего автора исследования Питера Свона, который также является главным инженером компании SouthWest Analytic Network в Аризоне, занимающейся разработкой и обучением инновационных подходов к развитию «нового космоса», космические лифты – это больше, чем научно-фантастический вымысел.
Результаты нашего исследования обнадеживают.
– Питер Свон, ведущий автор исследования.
Помимо вышеотмеченных должностей, Свон является главным оператором Международного консорциума космического лифта (МККЛ), цель которого – строительство длинного космического лифта.
Вопрос в том, когда, разумеется. Но суть в том, что технологии прогрессируют в позитивном ключе, поэтому те, кто работают с нами, верят, что космические лифты будут. <…> Тем не менее есть много, много проблем, и я, конечно же, не утверждаю, что этот проект простой.
– Питер Свон
Углеродные нанотрубки, которые в 1000 раз прочнее, чем сталь, в соотношении прочности к весу делают возможным производство сверхпрочного космического троса, а также других компонентов, в разработке которых задействованы лучшие специалисты в области нанотехнологий, электроники, оптики и материалов. Как отмечает Свон, также обстоят дела и с солнечными батареями.
На эту отрасль люди, стоящие за космическим лифтом, также пристально смотрят. Мы не собираемся их однозначно включать, но наблюдаем за ней и оцениваем достижения.
– Питер Свон
Эксперты отмечают, что на развитие идеи может потребоваться еще около 10 лет.
Космический лифт в представлении художника
©Frank Chase/Chase Design Studios
На вопрос о том, сталкивается ли исследовательская группа с какими-либо техническими, политическими или законодательными проблемами, мешающими воплощению космического лифта в реальность, Свон ответил:
– Вы спрашиваете не того. Я оптимист. Я верю, что есть хорошие люди, замотивированные воплотить идею в жизнь. Думаю, космические лифты будут в 2035, 2060 или даже в 2100 году. <…> Люди будут смеяться и спрашивать, почему мы вообще делали космические ракеты… ведь это глупо. Космические лифты полностью решат проблему. Зачем делать что-то еще?
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Сверхпроводимость — особое состояние материала, при котором электрический ток проходит через него без потерь энергии. Обычно в материалах с дефектами она возникает при очень низких температурах и в несколько этапов. Международная команда ученых, включая физиков МИЭМ ВШЭ, показала: если дефекты распределены внутри материала не случайно, а по определенной схеме, сверхпроводимость возникает при более высокой температуре и охватывает весь материал. Данные могут помочь в создании сверхпроводников, работающих без экстремального охлаждения.
Гарум — знаменитый рыбный соус, который был неотъемлемой частью кухни Древнего Рима и других средиземноморских культур. Он стоял на столах и в хижинах бедняков, и в пиршественных залах патрициев. Философ Сенека с отвращением называл его «драгоценной сукровицей протухших рыб», но миллионы римлян обожали эту приправу. Что на самом деле входило в ее состав? Ответ на вопрос нашла международная команда ученых с помощью чанов, которые использовались для приготовления соуса.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии