Создана первая в мире карта поверхности коричневого карлика — Naked Science

Создана первая в мире карта поверхности коричневого карлика

Ученые составили первую в мире «карту поверхности» коричневого карлика и определили, какая преобладает погода на одной из двух крайне тусклых звезд этого класса, которая расположена всего в шести световых годах от Земли в созвездии Паруса.

eso1404c

Американский астроном Кевин Луман в 2013 году открыл два коричневых карлика, которые находятся очень близко к нашей Солнечной системе. Они получили индекс WISE J104915.57-531906.1 и астрономическую «кличку» Luhman 16AB (А и В – звезды). После альфы Центавра и звезды Барнарда эта пара занимает третье место по близости к Солнцу, что, собственно, и побудило ученых подробно изучить их свойства.

Группа астрономов под руководством Айана Кроссфилда из Института астрономии в Гейдельберге (Германия), используя данные наблюдений и снимки, полученные при помощи инструментов телескопа VLT, составила первую в мире «карту поверхности» коричневого карлика и определила прогноз погоды.

Первая в мире «карта поверхности» коричневого карлика

©ESO/I. Crossfield

Благодаря близкому расположению данный системы к Земле, ученые с помощью доплеровского картографирования смогли оценить рельеф карлика и структуру его верхних слоев атмосферы, исходя из того, насколько был искажен спектр светила в разных точках его поверхности. В результате специалистам удалось создать грубую карту Luhman 16B и составить прогноз погоды, по качеству сопоставимый с результатами работы первых искусственных спутников.

– В будущем мы сможем наблюдать за тем, как формируются и исчезают «узоры» из облаков на Luhman 16B, и может быть какой-нибудь метеоролог сможет предсказать, будет ли гипотетический «турист» наслаждаться ясным днем во время визита на поверхность карлика, – заключает Кроссфилд.

Первая в мире «карта поверхности» коричневого карлика

©ESO/I. Crossfield

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.