Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
22.08.2017
Редакция Naked Science
1 467

Смоделированы последствия падения убившего динозавров астероида

Из-за мощного выброса пепла и пыли атмосфера стала непрозрачной примерно на полтора года. На Земле воцарилась ночь.

42-31308882_72dpi_0

Падение на Землю астероида, приведшее к массовому вымиранию динозавров и множества менее известных видов животных и растений, должно было иметь обширные последствия. Команда ученых из Национального центра атмосферных исследований США (NCAR), NASA и Колорадского университета в Боулдере попыталась выяснить, в каком мире проснулись обитатели планеты на следующий день.

Исходной точкой исследования послужили современные представления о размерах упавшего на Землю астероида — около 10 км. Предполагается, что выделение энергии при взрыве было эквивалентно единовременному взрыву 2 миллионов мощнейших водородных бомб. В результате падения сформировался импактный кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан, имеющий диаметр 180 км и когда-то достигавший примерно двадцатикилометровой глубины.

Точнее, конечно, будет сказать, что этот кратер подходит на роль по возрасту и происхождению — локализация события нам сейчас все равно не важна.

Авторы исследования создали математическую модель, позволяющую рассчитать непосредственные последствия столкновения для Земли и ее климата. По их расчетам, в атмосферу было единовременно выброшено около 15 триллионов тонн пепла и разнообразного пылевого мусора.

Это привело к тому, что примерно 18 месяцев на всей Земле круглосуточно стояла ночь. Освещенность поверхности была примерно такой, как в лунную ночь сейчас. Разумеется, фотосинтез был крайне затруднен, а в большинстве случаев невозможен вовсе.

Температура на континентах упала на 28 градусов, в океанах — на 11.

Между тем пепел, взметенный в верхние слои атмосферы, нагреваясь под солнечными лучами, грел и окружающий воздух. Температура стратосферы достигла 200 градусов Цельсия. Это привело к истончению озонового слоя и, соответственно, росту космического облучения.

С течением времени пепел осел, прозрачность атмосферы восстановилась и фотосинтез запустился вновь. Началась новая жизнь, до которой, однако, не все дожили: на рубеже мел-палеогена вымерла примерно половина видов морских животных и почти все сухопутные крупнее кошки.

Это не первая математическая модель, ставящая свой целью выяснение последствий падения астероида, но, похоже, одна из самых радикальных. Достаточно сказать, что в предыдущих построениях на сей счет температурные изменения были все-таки поскромнее. Кроме того, фактическое прекращение фотосинтеза на всей планете на полтора года вполне вероятно должно привести к изменению состава атмосферы за счет заметного снижения содержания кислорода. Если таковое имело место, то это должно обнаруживаться современными методами.

Статья авторов с подробностями работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.