26.04.2021
3 528

Смещение оси Земли связали с изменением климата

4.5

Ученые пришли к выводу, что усиленное таяние льда изменяет распределение массы Земли. А это, в свою очередь, оказывает влияние на сдвиг полюсов.

Смещение оси Земли связали с изменением климата / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Geophysical Research Letters. Считается, что смещение оси Земли связано с многими факторами, в том числе с наличием расплавленного железного ядра внутри планеты и его аномалий. Однако существуют исследования, которые указывают, что свой вклад в эти процессы может вносить и изменение климата.

Ученые из Китайской академии наук и Технического университета Дании изучили так называемый феномен полярного блуждания, при котором Северный и Южный магнитные полюса планеты перемещаются вокруг ее поверхности. Их выводы указывают на то, что усиленное таяние льда в условиях глобального потепления стало наиболее вероятной причиной смещения полюсов с 1981 по 2020 год.

Ученые связали эти процессы с ускорением таяния ледников и, как следствие, пополнением запасов жидкой воды на планете. По их мнению, повышение уровня Мирового океана влияет на распределение массы Земли и ее вращение. Все вместе, в свою очередь, оказывает воздействие на сдвиг полюсов. По данным ученых, движением магнитных полюсов с середины 1990-х дало “курс” с юга на восток.

Ускорилось и само движение: по оценкам исследователей, с 1995 по 2020 год средняя скорость “дрейфа” увеличилась в 17 раз по сравнению с периодом 1981-1995 годов. Тем не менее, по словам тех же ученых, таяние льда не способно полностью объяснить эти процессы.