Выяснилось, что произошло во время смены магнитных полюсов 42 тысячи лет назад — Naked Science
19 февраля

Выяснилось, что произошло во время смены магнитных полюсов 42 тысячи лет назад

5.1

Это стало возможным благодаря новозеландским деревьям, которые сохранились в отложениях возрастом более 40 тысяч лет назад. В итоге специалисты смогли узнать, что происходило на планете во времена «геомагнитного экскурса».

Выяснилось, что произошло во время смены магнитных полюсов 42 тысячи лет назад / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Science. Ученым известно, что кратковременное нарушение магнитного поля Земли произошло примерно 41-42 тысячи лет назад — это так называемое событие Лашампа. Однако наука не вполне понимает, как именно этот процесс повлиял на жизнь на Земле — и повлиял ли вообще.

Но благодаря ископаемым деревьям — агатис южный (Agathis australis), — международный коллектив ученых смог пролить свет на эти загадки. Агатис южный относится к семейству араукариевых и считается самым крупным видом деревьев в Новой Зеландии, а еще одним из самых древних на планете. Агатисы, или, как их еще называют, новозеландские каури, пережили динозавров и росли на Земле во времена юрского периода (порядка 150 миллионов лет назад).

Помимо этого, ученые работали с данными из палеонтологической летописи — например, с тем фактом, что мегафауна материковой части Австралии и Тасмании пережила одновременное вымирание порядка 42 тысяч лет назад, то есть спустя большой период времени после прибытия первых сапиенсов на континент. Значит, ответственными за вымирание они могли и не быть.

Ученые исследовали кольца деревьев каури из отложений возрастом более 40 тысяч лет и выяснили, что примерно 42 тысячи лет назад произошел всплеск уровня радиоуглерода в атмосфере — и он был вызван коллапсом магнитного поля. Ионизированное излучение, не встретив препятствий на пути (магнитное поле временно исчезло), просто «прожарило» озоновый слой, из-за чего изменился климат по всей планете.

Помимо вымирания крупных животных, коллапс, по мнению ученых, мог заставить древних людей искать убежище в пещерах. Исследователи считают, что этим можно объяснить появление волны наскального искусства по всему миру около 42 тысяч лет назад. Они даже полагают, что известный мотив отпечатков ладоней, смазанных охрой, на стене пещер, отражает то, как люди тех времен пользовались ею — как своеобразным солнцезащитным кремом.