29.09.2016
Редакция Naked Science

Скорость умирания человека закрепили за наследственностью

Группа американских ученых обнаружила, что биологический возраст человека главным образом обусловлен наследственностью и в меньшей степени — образом жизни. Результаты работы представлены в журнале Aging.

screenshot-www

В ходе работы ученые обследовали 13089 белых, чернокожих и латиноамериканских мужчин и женщин. Биологический возраст участников оценивался по уровням метилирования в 353 маркерах CpG-динуклеотида (цитозина и гуанина). В частности, авторы измеряли содержание в крови десяти типов клеток: CD8+ и CD4+ Т-клеток, в том числе необученных, B-клеток, моноцитов и других. Этот показатель коррелировал с хронологическим возрастом участников.

Результаты показали, что биологический и хронологический возраст могут различаться, тогда как условия жизни оказывают на процесс старения меньшее влияние, чем наследственность. В качестве иллюстрации авторы привели гипотетический пример с двумя 60-летними мужчинами — Джо и Питером, первый из которых стареет на 5 процентов быстрее, а второй — на 5 процентов медленнее. Оба они никотин-зависимы и имеют стрессовую профессию, но при этом вероятность естественной смерти Питера в течение десяти лет составит 75 процентов, Джо — 46 процентов.

Выявить корреляцию удалось, в том числе, на примере 2734 участников, скончавшихся в период проведения исследования. Ученые также пришли к выводу, что скорость старения у женщин, в целом, медленнее, чем у мужчин, вне зависимости от образа жизни. В частности, разница между эпигенетическим и хронологическим возрастом у 5-летних девочек и 40-летних женщин в среднем составила 1–2 года.

Как сообщил соавтор работы Стив Хорват, коммерциализация методики не планируется. Не исключено, что возможность прогнозировать продолжительность жизни клиентов заинтересует страховые компании: так они смогут подобрать наиболее выгодные и низкорисковые для себя условия страхования. Хорват отметил, что стоимость услуги оценивается в 300 долларов за анализ образца от одного человека.

Метилирование ДНК представляет собой модификацию молекулы ДНК без изменения ее нуклеотидной последовательности. Оно может рассматриваться как часть эпигенетической составляющей генома (у человека метилировано около 1 процента ДНК), то есть в контексте средовых влияний. Путем анализа метилирования ДНК на основе биомаркеров можно, помимо прочего, с высокой степенью достоверности определить эпигенетический возраст человеческого организма.

Ученые предложили метод, с помощью которого древесина становится в 23 раза тверже, а нож, сделанный из такого материала, почти в три раза острее, чем столовый нож из нержавеющей стали.

Возраст находки — 99-100 миллионов лет. Ученые утверждают, что этот краб — древнейший из когда-либо найденных.

Китайская миссия «Чанъэ-5», доставившая в прошлом году образцы лунного грунта на Землю, позволила ученым узнать больше о вулканической активности нашего спутника. Оказалось, вулканы на Луне извергались гораздо дольше, чем предполагали.