Шимпанзе оказались способны накапливать культурные достижения — Naked Science
02.06.2017

Шимпанзе оказались способны накапливать культурные достижения

Эксперименты показали способность шимпанзе к культурному прогрессу: обезьяны используют достижения других, чтобы решать новые, более сложные задачи.

ahr0cdovl3d3dy5saxzlc2npzw5jzs5jb20vaw1hz2vzl2kvmdawlzaync8ymzmvb3jpz2luywwvq2hpbxbhbnplzxnfsgf1bi5qcgc

Достижения науки, искусства, технологий, да и просто личный опыт людей отталкиваются от достижений и опыта прошлого. Культура носит кумулятивный характер, передаваясь из поколение в поколение. Это позволяет потомкам не искать заново решения тех же проблем, что и предки, а обращаться к новым.

До сих пор было показано, что к такому культурному накоплению способны лишь бабуины и голуби. Однако Эндрю Уайтен (Andrew Whiten) из шотландского Сент-Эндрюсского университета с коллегами показал в эксперименте, что кумулятивная культура возможна и у шимпанзе. Статью ученых публикует журнал Evolution and Human Behavior.

Для этого сразу за оградой вольера, где содержались животные, были установлены контейнеры со вкусным соком. Обезьяны могли дотянуться до него с помощью длинной соломинки для питья. Помимо соломинок им давались трубки разной длины и диаметра – ими тоже можно было добраться до сока, хотя и не так легко. Постепенно самые простые в использовании инструменты удалялись, и обезьяны были вынуждены осваивать все более сложные способы полакомиться соком.

Например, самый сложный инструмент требовалось предварительно развинтить, снять с него крепеж и разложить в длину. Шимпанзе, впервые столкнувшись с таким устройством, оказывались не в состоянии справиться с ним. Однако в одной из опытных групп животных ученые сами обучили одну из обезьян пользованию сложным раскладным инструментом. Другие члены группы, подражая ее действиям, тоже научились справляться с неудобной трубочкой.

Но не стоял на месте прогресс и в других группах. Ученые заметили, что шимпанзе находили решение сложной задачи, используя частичные решения, найденные до них. Одно животное в группе находило способ развинтить трубку, второе – снять с нее крепеж, третье – разложить: достижения накапливались, приводя к новым достижениям.

Авторы подчеркивают, что такой кумулятивный прогресс развивался лишь в случае, когда животные сталкивались с «экологическими изменениями», которые в данном случае были созданы искусственными условиями эксперимента.