26.04.2017
Редакция Naked Science

Шепот спасает горбатых китов от хищников

Система коммуникации защищает животных от нападений китов-убийц, но бессильна против влияния человека.

kity_0

Горбатые киты (Megaptera novaeangliae) — крупные китообразные длиной до 17—18 метров. Они встречаются по всему Мировому океану. Образ жизни этих животных связан с регулярной миграцией. Теплый сезон они проводят в умеренных и холодных водах, где нагуливают массу, а в холодное время года перемещаются в тропики и субтропики, где рождаются детеныши китов. Каждая миграция длится до двух месяцев.

Стада китов придерживаются строго определенной схемы во время миграции. По пути в теплые тропические воды первыми идут самки с детенышами, затем молодые особи, взрослые самцы, последними — самки без потомства. Возвращаясь в умеренный пояс, стадо движется в обратном порядке. Киты преодолевают около 8 000 километров, часто заходя в открытое море (вне миграции они обычно обитают в прибрежных зонах).

Первый год жизни детеныш горбатого кита проводит с матерью. О том, как проходит этот год, до сих пор известно крайне мало. Один из важных вопросов — как устроена коммуникация между самками и детенышами. Чтобы получить детальную информацию о поведении животных, исследователи из Орхусского университета и Университета Мердока закрепили с помощью присосок звукозаписывающие устройства на восьми детенышах и двух самках горбатых китов. Общее время записи звуков составило 68 часов.

Самка горбатого кита с детенышем, фото Fredrik Christiansen

Звуки, с помощью которых матери общаются с детенышами, значительно отличаются от громких и протяжных песен китов. Это тихое «хрюканье» и писк, различимые на расстоянии лишь около 100 м — при этом «песню» взрослого кита можно услышать на расстоянии нескольких километров. Звуки детенышей и самок были в среднем на 40 дБ тише, чем сигналы самцов в том же районе. Зачастую самки и детеныши обходятся и вовсе без вокализации. Согласно предположению ученых, сигналом к кормлению служит механическая стимуляция: детеныш касается тела матери, не издавая голосовых сигналов. «Мы слышали на записи множество звуков трения — как будто друг о друга трутся два воздушных шарика. Мы предполагаем, что так детеныш ведет себя перед кормлением», — говорит автор исследования Симона Видесен (Simone Videsen).

Исследователи считают, что общение с помощью немногочисленных тихих звуков помогает детенышам не терять контакта с матерью в мутной воде и одновременно не привлекать внимания хищников, например косаток. Косатки значительно меньше взрослых горбатых китов, однако нападают группой из нескольких особей. Самцов китов косатки обычно избегают, но отбить детеныша от самки — их обычная стратегия, поэтому «тихая» коммуникация оказывается эффективной.

Однако, учитывая влияние человека на жизнь в Мировом океане, этот эффективный механизм связан с определенной опасностью для молодых китов. Шумовое загрязнение океана — громкие звуки антропогенного происхождения — заглушает тихие сигналы, которыми обмениваются самки и детеныши. Не имея возможности различать сигналы, детеныши с большей вероятностью могут стать жертвами хищников. Это один из многих доводов, говорящих об опасности шумового загрязнения.

Исследование опубликовано в журнале Functional Ecology.

Ранее ученые обнаружили, что горбатые киты способны воспринимать скорость колебаний упругих волн на больших расстояниях.