Археологи нашли самое раннее свидетельство выращивания бананов аборигенами
Как оказалось, коренные жители Австралии были не только охотниками-собирателями, но и занимались земледелием и садоводством как минимум 2000 лет назад.
На небольшом острове Мабуяг, расположенном в Торресовом проливе, между Австралией и островом Новая Гвинея, археологи из Австралийского национального университета обнаружили свидетельства того, что аборигены выращивали бананы еще порядка 2145 лет назад.
На раскопанном участке, который когда-то служил, судя по всему, плантацией, нашли группу подпорных стен, каменные постройки, наскальные рисунки и кости дюгоней (водное млекопитающее из отряда сирен). Как рассказали ученые, выводы которых опубликованы в журнале Nature, в почве обнаружили следы крахмала, ископаемые остатки растений семейства банановые, а также древесный уголь (именно он помог провести радиоуглеродное датирование). Все вместе это неопровержимо говорит о том, что на этой территории выращивали бананы.
По словам археологов, важность находки в том, что она поможет развеять устоявшееся мнение о коренных жителях Австралии как исключительно об охотниках-собирателях.

«Торресов пролив исторически считался разделительной линией между группами коренных народов, которые занимались сельским хозяйством в Новой Гвинее, но которые в Австралии были охотниками-собирателями, — рассказал ведущий автор работы Роберт Н. Уильямс. — Наше исследование показывает, что предки народа гегмулгал из Мабуяга занимались земледелием и садоводством в западной части Торресова пролива не менее 2000 лет назад. Таким образом, Торресов пролив был не препятствием, а скорее мостом или «фильтром» культурных и садоводческих практик, идущих как на север, так и на юг».

Конечно, ученые не отрицают, что бананы — одно из самых древних культивируемых растений — активно выращивали в Новой Гвинее, и вид, который обнаружили на австралийском острове, изначально появился именно там.
«То, что мы увидели на Мабуяге — это индо-тихоокеанская садоводческая традиция, базирующаяся прежде всего на таких растениях, как ямс, таро и банан. Также для местных аборигенов были важны жир и белок, которые получали, употребляя в пищу рыбу, дюгоней и черепах. Эти люди соблюдали очень хорошую диету. <…> Пища была важной частью культуры и самобытности коренных народов, и наше исследование показывает возраст и укорененность этих практик», — заметил Уильямс.
Менее месяца назад мы писали о том, как остатки ужина коренного населения Австралии помогли уточнить, когда первые люди начали активно распространяться по континенту. А археологи из Университета Флиндерс воспроизвели технику наскального рисунка аборигенов.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Американские биотехнологи впервые сообщили об обращении вспять клеточного старения в живых клетках печени человека — не мышиных, не синтетических, а именно человеческих. На волне этого результата компания привлекла 435 миллионов долларов и готовится к клиническим испытаниям.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В 2017 году человечество впервые заметило объект, прилетевший из другой звездной системы. Он оказался странным, почти не похожим ни на астероид, ни на комету, и получил имя Оумуамуа. Затем появился «нормальный» межзвездный странник — комета Борисова. А в 2025-м астрономы обнаружили 3I/ATLAS — объект, который, вероятно, хранит вещество времен рождения чужих миров. Но что изменили в астрономии эти три гостя из межзвездной тьмы?
Астрономы провели длительную радиодиагностику межзвездного объекта 3I/ATLAS и не нашли признаков искусственных технологий. Наблюдение окончательно подтвердило естественную природу ледяного тела, хотя ученые изначально не ожидали сенсации.
Роль личности в истории чаще всего иллюстрируют правителями или полководцами. Но, глядя на современную карту мира, нельзя не признать: она выглядела бы принципиально иначе, если бы не одна крестьянская девушка, которую сожгли в этот день ровно 595 лет назад.
В высокогорных районах Гималаев появился новый хищник. Он не боится людей, возглавляет стаи собак и все чаще заходит в деревни. Местные жители называют его «кхипшанг». Речь идет о гибриде гималайского волка и бродячей собаки. Ученые опасаются, что этот зверь изменит хрупкий баланс местной дикой природы и в скором времени станет весьма опасным для человека.
В доколумбовых Андах принадлежность к правящему роду определяла доступ к земле, торговле и статусу, поэтому удержать все внутри семьи было вопросом выживания. Ученые выяснили, что элиты долины Чинча решали эту задачу самым прямым способом — заключая браки между родственниками на протяжении как минимум двух поколений.
При совпадении нескольких условий наши глаза способны улавливать излучение в ближнем инфракрасном спектре. Тогда сетчатка начинает работать как нелинейный фотодетектор.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии