Археологи нашли самое раннее свидетельство выращивания бананов аборигенами — Naked Science
13.08.2020

Археологи нашли самое раннее свидетельство выращивания бананов аборигенами

3.8

Как оказалось, коренные жители Австралии были не только охотниками-собирателями, но и занимались земледелием и садоводством как минимум 2000 лет назад.

Плантация бананов
Участок, на котором выращивали бананы в Вагадагаме, остров Мабуяг / © ANU

На небольшом острове Мабуяг, расположенном в Торресовом проливе, между Австралией и островом Новая Гвинея, археологи из Австралийского национального университета обнаружили свидетельства того, что аборигены выращивали бананы еще порядка 2145 лет назад.

На раскопанном участке, который когда-то служил, судя по всему, плантацией, нашли группу подпорных стен, каменные постройки, наскальные рисунки и кости дюгоней (водное млекопитающее из отряда сирен). Как рассказали ученые, выводы которых опубликованы в журнале Nature, в почве обнаружили следы крахмала, ископаемые остатки растений семейства банановые, а также древесный уголь (именно он помог провести радиоуглеродное датирование). Все вместе это неопровержимо говорит о том, что на этой территории выращивали бананы.

По словам археологов, важность находки в том, что она поможет развеять устоявшееся мнение о коренных жителях Австралии как исключительно об охотниках-собирателях.

Роберт Н. Уильямс / © ANU

«Торресов пролив исторически считался разделительной линией между группами коренных народов, которые занимались сельским хозяйством в Новой Гвинее, но которые в Австралии были охотниками-собирателями, — рассказал ведущий автор работы Роберт Н. Уильямс. — Наше исследование показывает, что предки народа гегмулгал из Мабуяга занимались земледелием и садоводством в западной части Торресова пролива не менее 2000 лет назад. Таким образом, Торресов пролив был не препятствием, а скорее мостом или “фильтром” культурных и садоводческих практик, идущих как на север, так и на юг”.

Обнаруженный участок, где выращивали бананы / © ANU

Конечно, ученые не отрицают, что бананы — одно из самых древних культивируемых растений — активно выращивали в Новой Гвинее, и вид, который обнаружили на австралийском острове, изначально появился именно там.

«То, что мы увидели на Мабуяге — это индо-тихоокеанская садоводческая традиция, базирующаяся прежде всего на таких растениях, как ямс, таро и банан. Также для местных аборигенов были важны жир и белок, которые получали, употребляя в пищу рыбу, дюгоней и черепах. Эти люди соблюдали очень хорошую диету. <…> Пища была важной частью культуры и самобытности коренных народов, и наше исследование показывает возраст и укорененность этих практик”, — заметил Уильямс.

Менее месяца назад мы писали о том, как остатки ужина коренного населения Австралии помогли уточнить, когда первые люди начали активно распространяться по континенту. А археологи из Университета Флиндерс воспроизвели технику наскального рисунка аборигенов.